Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Иоанн Дамаскин

Иоанн (далее И) Дамаскин (Ioánnes Damaskenós) (р. около 675, Дамаск - ум. до 753) византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе. По-видимому, был приближенным халифа; затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник иконоборчества.

  И Дамаскин - завершитель и систематизатор греческой патристики. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: "Я не скажу ничего от себя". Всесторонность познаний И Дамаскин позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церковной догмы и на основе аристотелевской логики, И Дамаскин создал основы схоластического метода (см. Схоластика), позднее получившего развитие у средневековых теологов Запада, учившихся у И Дамаскин Главное сочинение И Дамаскин - "Источник знания"; это компендиум философских и богословских сведений, предвосхищающий "суммы" западных схоластов; латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине 12 в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского. Сочинения И Дамаскин получили распространение также в восточно-христианских странах: Грузии, Древней Руси и др. Высказываемая И Дамаскин мысль о подчиненном положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в западной схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).

  В историю литературы И Дамаскин вошел как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. В литургической лирике он реставрирует античную просодию, доводит до необычайной усложненности архитектонику канона, дополняя ее хитроумными акростихами и превращая как бы в структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства (например, в погребальном гимне "Какая сладость в жизни сей..."), Принадлежность И Дамаскин романа "Варлаам и Иоасаф" является спорной.

  Соч.: Opera omnia, t. 1-3 ., 1860 (Patrologiae cursus completus, ser. graeca, accur. J.-. Migne, t. 94-96); Schriften, Bd 1 -, В., 1969 -; в рус. пер. - Полн. собр. творений, т. 1, СПБ, 1913; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 621-26; Памятники византийской литературы -IX веков, М., 1968, с. 270-80.

  С. С. Аверинцев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:18:18