Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Интегральное стереокино

Интегральное стереокино (далее И) стереоскопическое кино, в котором объемно-пространственный образ создается в результате одновременной проекции на растровый экран не двух, как в однопарном стереоскопическом кино, а многих плоских взаимосвязанных между собой изображений (кадров), хотя зритель видит из них в каждое мгновение только 2 изображения: одно - левым, а другое - правым глазом. Метод И впервые в мире был предложен в 1962-63 советским изобретателем безочкового стереоскопического кино С. П. Ивановым и совершенствовался им в последующие годы. В 1965 был продемонстрирован экспериментальный кинофильм (режиссер Н. В. Экк), снятый интегральным методом, а в 1972 в Москве (кинотеатр "Октябрь") впервые демонстрировался короткометражный видовой кинофильм "По Южному берегу Крыма", снятый также интегральным методом (режиссер и оператор Н. И. Большаков).

  При наиболее простом способе съемки И на 8-, 16- или 35-мм кинопленку применяется обычный (однообъективный) съемочный аппарат с любыми объективами. В нем изменяется только рамка, ограничивающая поле зрения визира в соответствии с выбранным стереоскопическим экраном. Особенность процесса съемки заключается в том, что съемочный аппарат устанавливается не обычно, а поворачивается вокруг оптической оси объектива на 90° для обеспечения горизонтального продвижения кинопленки, необходимого при проекции, и перемещается в горизонтальной плоскости вокруг центрального объекта композиции (рис. 1). Скорость перемещения камеры может быть рассчитана по формуле: L×/10×f"c, где v - скорость движения камеры (мм/сек), L - расстояние до центрального объекта композиции (мм), К - частота смены кадров (кадр/сек), f"c - сопряженное фокусное расстояние (мм). По этой формуле могут быть составлены таблицы для наиболее характерных или часто встречающихся случаев съемки. При съемке допустимы 2-3-кратные отклонения от параметров, указанных в формуле. Простейший контроль правильности такой съемки заключается в том, что видимые в визире перемещения самых ближних и самых удаленных объектов (относительно неподвижного центрального объекта) от одной границы кадра к другой должны происходить за время не более 10 сек и не менее 2 сек.

  При проекции на растровый экран кинопленка продвигается горизонтально с обычной частотой смены кадров (24 кадр/сек) мимо нескольких взаимосвязанных объективов. Количество объективов определяется оптическими параметрами растрового экрана. Так, при проекции на растровый экран с перспективным линзовым растром (рис. 2) достаточно от 5 до 10 объективов. В этом случае на любое кресло зрительного зала придется от 5 до 10 элементарных взаимосвязанных фокальных зон, составляющих в целом интегральную зону стереоскопического видения (о фокальных зонах см. в ст. Стереоскопическое кино). Посредством экрана образуется до 50 интегральных зон или 400-500 элементарных фокальных зон. Такое количество зон обеспечивает нормальные условия просмотра кинофильма зрителем: при отклонении зрителя вправо или влево стереоскопический эффект не пропадает, что неизбежно при однопарной безочковой стереоскопической проекции, а напротив, подчеркивается за счет естественного перемещения ближних предметов относительно дальних, т. е. в полном соответствии с тем, что наблюдается в жизни.

  Однако рассмотренному способу получения И свойствен недостаток: наиболее быстро движущиеся объекты оказываются заснятыми с большим временным параллаксом, проявляющимся при любой проекции в виде дробления изображения движущихся объектов; кроме того, при стереоскопической проекции наблюдается заметная деформация формы объектов и их пространственного положения. Во избежание этого явления предложено 2 более сложных способа получения И: 1) увеличение при съемке и проецировании частоты смены кадров в 2-4 раза; 2) съемка и проецирование одновременно серии из 8-9 кадров при прежней частоте смены кадров. Для реализации последнего способа может быть использован киносъемочный аппарат, в котором применена, например, перфорированная аэрофотопленка шириной 190 мм с поперечным (к вертикальному перемещению пленки) размещением на ней серии из 9 отдельных взаимосвязанных кадров размером 19´19 мм каждый.

  Лит.: Иванов Б. Т., Растровая стереоскопия в кино, М., 1945; Валюс Н. А., Растровая оптика, М., 1949; Иванов С.П., Иванов М. С., Быховский В. М. , Интегральная стереодиапроекция на ЭКСПО-70, "Техника кино и телевидения", 1970, № 10, с. 33-38.

  С. П. Иванов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 06.11.2024 03:06:02