|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Инструментовка (в музыке) | Инструментовка (далее И) изложение музыкального произведения для какого-либо инструментального состава - от камерного ансамбля до симфонического оркестра. В широком смысле слова говорят и об И (в музыке) для вокального ансамбля, хора. Чаще всего под И (в музыке) понимается изложение музыки для оркестра. В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако, этим терминам придают разное значение, понимая под И (в музыке) изложение для оркестра сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой - изложение для оркестра произведения, написанного для другого состава или для какого-либо одного инструмента (например, для фортепиано). И (в музыке) основывается на использовании наиболее естественных технических и выразительных возможностей каждого инструмента, на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении контрастных звуковых красок. Эволюция И (в музыке) тесно связана с развитием всего музыкального искусства, со сменой различных стилей; в И (в музыке) находят отражение и особенности творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения. Примерно с 17 в. стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры; до этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно и то же сочинение могло исполняться различными исполнительскими силами. Искусство И (в музыке) развивалось параллельно с обогащением музыкального инструментария, совершенствованием техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно оркестровыми жанрами видную роль в развитии И (в музыке) играла опера. Один из важнейших этапов эволюции И (в музыке) связан с творчеством композиторов венской классической школы - И (в музыке) Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро искусство И (в музыке) развивалось в 19-20 вв. В это время поиски новых средств И (в музыке) интенсивно велись в области оркестровой программной музыки. Особое значение приобретает красочность тембров и их сочетаний; в сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И (в музыке) внесли русские композиторы-классики - М. И (в музыке) Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И (в музыке) Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин; их традиции трактовки оркестра творчески развивают советские композиторы.
Лит.: Каре А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Видор Ш. М., Техника современного оркестра, пер. с франц. и доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938; Римский -Корсаков Н. А., Основы оркестровки..., 2 изд., ч. 1-2, М.-Л., 1946; Глинка М. И (в музыке), Заметки об инструментовке, в кн.: М. И (в музыке) Глинка. Литературное наследие, т. 1, Л.-М., 1952; Василенко С. Н., И для симфонического оркестра, т. 1, М., 1952; Berlioz Н., Grand traité d`instrumentation et d`orchestration modernes, ., 1843. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 11:35:26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|