https://www.bordur-trotuar.ru тротуарная плитка в лобне.
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Инженерные войска

Инженерные войска (далее И) специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий соединений и частей родов войск. И имеются в вооруженных силах большинства государств и состоят из частей и подразделений различного назначения: инженерно-саперных (саперных), инженерно-дорожных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных (амфибийных), инженерно-мостостроительных (мостовых), инженерно-позиционных, добывания воды (полевого водоснабжения), инженерно-строительных и др. специальностей. И оснащены разнообразной инженерной техникой для отрывки траншей и окопов (укрытий), строительства (восстановления) дорог и мостов, заготовки леса и конструкций; имеют переправочные, маскировочные, электротехнические, грузоподъемные средства, а также средства разведки, добычи и очистки воды, минирования, разминирования и др. По организационной принадлежности подразделения и части И входят в состав соединений и частей родов войск и видов вооруженных сил.

  В бою и операции И применяются для выполнения сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки личного состава, применения различной инженерной техники и инженерных боеприпасов. В наступлении они устраивают проходы в заграждениях и переходы через препятствия, разграждают и прокладывают пути для движения войск, оборудуют и содержат переправы через водные преграды, разрушают оборонительные сооружения, уничтожают боевую технику и живую силу противника; в обороне устраивают минно-взрывные и др. заграждения, возводят сложные фортификационные сооружения, осуществляют механизированную отрывку траншей, ходов сообщения, окопов и укрытий. Кроме того, И ведут инженерную разведку противника и местности, оборудуют районы расположения войск, пунктов управления, выполняют наиболее важные работы по маскировке, осуществляют добычу и очистку (обеззараживание) воды. В армиях некоторых стран на И возлагается оборудование аэродромов, прокладывание и содержание полевых трубопроводов, содержание внутренних водных путей, оборудование и содержание пунктов маневренного базирования сил флота, а также выполнение топографических, картографических и геодезических работ и снабжение войск топографическими картами.

  Еще в древности войска выполняли различные военно-инженерные задачи для обеспечения боевых действий войск. До появления И возведение укреплений, подготовка путей, устройство переправ, создание заграждений и др. работы производились самими войсками, иногда с помощью временно созданных отрядов мастеровых. Появление И относится к 17 в. (во их первым организатором был известный французский инженер С. Вобан; в Австрии, и России И были созданы в начале 18 в. Временем создания И в России считается февраль 1712, когда Петром были утверждены штаты минерной роты (с 1702) и команды понтонеров (с 1704), а также создан "полк военных инженеров". Значительное развитие И русской армии получили во время Семилетней войны 1756-63, которая потребовала инженерной подготовки осады мощных крепостей (Кольберг и др.), переправы войск через Неман и Вислу и др. В 1802 было создано инженерное ведомство. В начале 19 в. И состояли из инженерного и понтонного полков (по 6-10 рот). В 1816 введена батальонная организация И из расчета 1 инженерный или 1 саперный батальон на каждый корпус. Во 2-й половине 19 в. батальоны И были объединены в бригады. В 1870 в России стали формироваться первые военно-походные телеграфные парки (впоследствии роты), в 1876 - ж.-д. батальоны, в 1877 морские минные роты. В 1878 вводятся полевые инженерные парки. Перед 1-й мировой войной 1914-18 И русской армии имели 39 саперных, 9 понтонных батальонов, 25 парков, 38 авиационных отрядов, 7 воздухоплавательных и 7 искровых рот, а также несколько запасных частей. И других армий в то время включали: германская армия - 19 инженерных батальонов, 1 ж.-д. полк и 1 ж.-д. роту; австрийская армия - 5 инженерных полков: 2 инженерных и 1 пионерный (в составе по 5 батальонов), 1 ж.-д. и 1 телеграфный. В начале 20 в. из И русской и др. армий постепенно выделились части связи, ж.-д. войска, авиация, автомобильные и бронетанковые, прожекторные, войска. В 19 в. И наиболее крупных армий составляли около 2% их общего состава, в ходе 1-й мировой войны численность И возросла до 7%, а к концу 1917 в английской, французской и русской армиях они составляли около 12%. Возрастание численности И обусловливалось увеличением размаха операций и расширением масштабов инженерного обеспечения боевых действий войск, а также появлением новых задач по инженерной подготовке театров военных действий и всей территории страны в интересах ведения войны.

  Советские И создавались вместе с организацией Красной Армии. По штату 1918 в дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон (1263 чел.), в стрелковых бригадах - саперную роту (361 чел.), в стрелковых полках - саперную команду (60 чел.). В 1919 были сформированы специальные инженерные части (понтонные и электротехнические батальоны, отдельные маскировочные роты). В ходе Гражданской войны за проявленный героизм более 100 воинов инженерных частей были награждены орденами Красного Знамени. Руководство И осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (с 1918 до конца 1921 - А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизионные инженеры. Командные кадры готовились в Военно-инженерной академии (возобновила занятия в 1918) в 3 школах и на 8 военно-инженерных курсах. В 1921 численность И составляла 2,7% состава Красной Армии, руководство ими было возложено на главное военно-инженерное управление (создано в июне 1918, но до 1921 ведало только инженерным снабжением Красной Армии), должность инспектора инженеров упразднена. В результате военной реформы 1924-25 И перешли на новые штаты, по которым корпуса имели саперные батальоны (2 саперные роты и инженерный парк), дивизии - отдельную саперную роту и инженерный парк, стрелковые полки - инженерный маскировочный взвод. В 1929 штатные инженерные части и подразделения имелись во всех родах войск, И постепенно стали оснащаться новой инженерной техникой.

  Большой опыт советские И получили в ходе советско-финляндской войны 1939-40 при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы "линии Маннергейма" (см. "Маннергейма линия") и выполнении задач по инженерному обеспечению наступательных операций Красной Армии.

  К 1941 И состояли из войсковых, армейских и окружных частей и подразделений, кроме того, имелись 2 батальона и 1 рота И РВГК. В начале 1941 окружные и армейские инженерные части были переформированы в инженерные и понтонные полки. В начале Великой Отечественной войны 1941-45 (октябрь 1941) для проведения работ по инженерному оборудованию оборонительных рубежей началось формирование саперных армий (к январю 1942 их было 10). В феврале 1942 5 саперных армий были расформированы, остальные подчинены фронтам, а позже также упразднены. С 1942 основной формой организации И РВГК стали инженерные бригады (штурмовые, инженерно-саперные, понтонно-мостовые и др.), которые в 1944 были введены в состав фронтов и армий. В ноябре 1941 были созданы штаб инженерных войск Красной Армии, штабы инженерных войск во фронтах и армиях и учреждена должность начальника И Красной Армии, которую занимали: с ноября 1941 - генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, с апреля 1942 - генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев. В войсках были учреждены должности заместителя командующего фронтом (армией) - начальник инженерных войск фронта (армии). В ходе Великой Отечественной войны И строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, в наступательных операциях обеспечивали проведение маневра войск, вели инженерную разведку, проделывали проходы в минных полях врага, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов, закрепляли захваченную территорию, участвовали в проведении контратак и контрударов. За большие заслуги в Великой Отечественной войне свыше 600 чел. удостоены звания Героя Советского Союза, 266 чел. награждены орденами Славы 3-х степеней. Многие части и соединения И получили звание гвардейских. Начальниками И в послевоенный период были: до 1952 - маршал инженерных войск М. П. Воробьев, с мая 1952 - генерал-полковник (с 1961 маршал инженерных войск) А. И. Прошляков; с февраля 1965 - генерал-лейтенант инженерных войск (с 1966 генерал-полковник) В. К. Харченко.

  В послевоенный период И получили дальнейшее развитие, появились новые средства для проделывания проходов в заграждениях противника, высокопроизводительные дорожные и землеройные машины, быстровозводимые сборно-разборные фортификационные сооружения, современные понтонные парки и самоходные переправочно-десантные средства, высокоэффективные средства заграждений и специальные машины для установки мин в ходе боевых действий. Большую работу И проделали по очистке территории страны от взрывоопасных предметов: выявили и уничтожили более 58 млн. мин и свыше 122 млн. авиационных бомб и артиллерийских снарядов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении этих работ, более 8 тыс. воинов И награждены орденами и медалями Советского Союза.

  Увеличение объема инженерных работ в современном бою и операции, необходимость резкого сокращения сроков их выполнения, быстрого устройства заграждений, укрытий от средств массового поражения предъявляют повышенные требования к И, роль их становится еще более значительной. См. также Военно-инженерное искусство.

  Лит.: Александров Е. В., Краткий исторический очерк развития инженерных войск русской армии, М., 1939; Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии, Сб. ст., М., 1958; И в боях за Советскую Родину, М., 1970.

  Г. Ф. Самойлович.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 15:20:51