| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Инерциальная навигация |  | Инерциальная навигация (далее И) метод определения координат и параметров движения различных объектов (судов, самолетов, ракет и др.) и управления их движением, основанный на свойствах инерции тел и являющийся автономным, т. е. не требующим наличия внешних ориентиров или поступающих извне сигналов. Обычные методы решения задач навигации основываются на использовании внешних ориентиров или сигналов (например, звезд, маяков, радиосигналов и т. п.). Эти методы в принципе достаточно просты, но в ряде случаев не обладают необходимой точностью, особенно при больших скоростях движения (например, при полете в космосе), и не всегда могут быть осуществлены из-за отсутствия видимости или наличия помех для радиосигналов и т. п. Необходимость создания навигационных систем, свободных от этих недостатков, явилась причиной возникновения И 
 Разработка основ И относится к 30-м гг. 20 в. Большой вклад в нее внесли в СССР Б. В. Булгаков, А. Ю. Ишлинский, Е. Б. Левенталь, Г. О. Фридлендер, а за рубежом - немецкий ученый М. Шулер и американский - Ч. Дрейпер. Принципы И базируются на сформулированных еще Ньютоном законах механики, которым подчиняется движение тел по отношению к инерциальной системе отсчета (для движений в пределах Солнечной системы - по отношению к звездам).
 
 Сущность И состоит в определении с помощью установленных на движущемся объекте приборов и устройств ускорения объекта и по нему - местоположения (координат) этого объекта, его курса, скорости, пройденного пути и др., а также в определении параметров, необходимых для стабилизации объекта и автоматического управления его движением. Это осуществляется с помощью: 1) акселерометров, измеряющих ускорения объекта; 2) вычислительных устройств (ЭВМ), которые по ускорениям (путем их интегрирования) находят скорость объекта, его координаты и др. параметры движения; 3) гироскопических устройств, воспроизводящих на объекте систему отсчета (например, с помощью гиростабилизированной платформы) и позволяющих определять углы поворота н наклона объекта, используемые для его стабилизации и управления движением.
 
 Практическая реализация методов И связана со значительными трудностями, вызываемыми необходимостью обеспечить высокую точность и надежность работы всех устройств при заданных весах и габаритах. Преодоление этих трудностей становится возможным благодаря созданию специальных технических средств - инерциальной навигационной системы. Преимущества методов И состоят в высокой точности, автономности, помехозащищенности и возможности полной автоматизации всех процессов навигации. Благодаря этому методы И получают все более широкое применение при решении проблем навигации надводных судов, подводных лодок, самолетов, космических аппаратов и др. движущихся объектов.
 
 Лит.: Андреев В. Д., Теория инерциальной навигации, М., 1966; Броксмейер Ч. Ф., Системы инерциальной навигации, пер. с англ., Л., 1967; Ишлинский А. Ю., Механика гироскопических систем, М., 1963; его же, Инерциальное управление баллистическими ракетами, М., 1968; Ривкин С. С., Теория гироскопических устройств, ч. 2, Л., 1964; Фридлендер Г. О., Инерциальные системы навигации, М., 1961; Якушенков А. А., Основы инерциальной навигации, Л., 1963; Слив Э. И., Прикладная теория инерциальной навигации, Л., 1972.
 
 С. С. Ривкин.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 15:05:13 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |