|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Индийская мифология | мифология. (далее И) Первые достоверные сведения о мифологии относятся ко времени создания Ригведы (2-е - начало 1-го тыс. до н. э.), древнего памятника религиозной литературы, содержащего гимны ведическим богам (см. Ведическая религия). Мифология ведических ариев раскрывает их представления о мироздании и значении различных сил и явлений природы, персонификацией которых являются многочисленные боги Ригведы (их свыше 3 тыс.), причем хотя богов древние мыслили себе по образу и подобию людей, антропоморфизм еще не развился до четко выраженной индивидуальной характеристики. Представления о борьбе доброго и злого начал в природе нашли отражения в мифах о вражде богов и демонов. Представления древних о мироздании - в космогонических мифах. Согласно одному из таких мифов, сначала было небытие (Асат), породившее бытие (Сат), которое состояло из Земли и твердого Неба. От Неба и Земли был рожден бог Индра. Он разъединил Небо и Землю, в результате чего образовалось воздушное пространство. Атмосфера стала обиталищем Индры и других богов. Индра победил предводителя демонов змея Вритру; из живота Вритры излились мировые воды, породившие Солнце.
В начале 1-го тыс. до н. э. на смену ведической мифологии приходитИбрахманизма. В космогонических мифах брахманизма Вселенная представлялась покоящейся на спинах слонов, Земля - в виде цветка лотоса, плавающего в океане, континенты - в виде его лепестков, один из которых - Джамбудвипа (Индия). В центре Земли представляли гору Меру, вокруг которой двигалось Солнце. Вселенная проходит 4 ступени развития, соответствующие европейским мифам о и веках (причем век с его бедствиями и социальной несправедливостью - мыслится как современность), затем гибнет, и начинается новый, бесконечно повторяющийся цикл развития. Этот и ряд других космогонических и космологических мифов, а также мифов, оправдывающих социальные различия в обществе, в частности существование сословий - варн, связан с образом Брахмы, считавшимся творцом Вселенной. Варновая система предстает в И/b> как изначальное и связывается с мифом о Первочеловеке - Пуруше, отождествляемом с Брахмой. Неравенство варн объясняется их происхождением: варна брахманов произошла из уст Пуруши, варна кшатриев - из рук, вайшьев - из чресл, шудр - из ступней, попирающих грязь. Олицетворением вечно живой природы и плодородия считались древние главные боги брахманизма - Шива и Вишну. Наибольшее развитие получили мифы о Вишну, воплощавшемся на земле в различные существа для уничтожения злых сил и помощи людям и богам. Это мифы о 10 главных аватарах (воплощениях) Вишну и 22 его "малых" аватарах. Значительную группу составляют мифы о подвигах героев Рамы и Кришны. В мифе о Раме, о его борьбе с демоном Раваной и о походе Рамы вместе с войском Ханумана - вождя обезьян - на о. Ланку (обиталище Раваны) нашло отражение проникновение на Цейлон населения, говорившего на индоевропейских языках, предков сингальцев. Мифы о Раме составили основное содержание эпоса "Рамаяна". Богатейшим собранием мифов, в частности о Кришне, служит другая эпическая поэма - "Махабхарата". Отражением борьбы кшатриев и брахманов явились мифы о Парашураме, аватаре Вишну и о тысячеруком Арджуне. Большую роль в брахманистской мифологии играли представления о перевоплощении душ (сансара) и воздаянии (карма). Многочисленны мифы о риши (мудрецах). Риши Вьяса считался автором Вед, "Махабхараты" и Пуран, просветителем человечества.
Буддийские мифы (см. Буддизм) в основном связаны с личностью Будды. К началу н. э. появляются мифы о буддах и бодхисатвах - божествах (грядущем спасителе Майтрее, благодетельном Авалокитешваре и др.). Создаются мифы о знаменитых учителях буддизма. Джайнистские (см. Джайнизм) мифы рассказывают в основном о подвигах Махавиры и предшествовавших ему 23 "основателей веры" (Тиртханкаров).
И/b> оказала огромное влияние на литературу, искусство и фольклор Южной Азии.
Лит.: Ильин Г. Ф., Старинное сказание о героях древности "Махабхарата", М., 1958; Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с Древнейшей культурой, т. 1, М., 1876; Macdonell A. A., Vedic mythology, Stras., 1897; Hopkins E. ., Epic mythology, Stras., 1915; Thomas ., Epics, myths and legends of India. A comprehensive survey of the sacred lore of the Hindus, Buddhist and Jains, 12 ed. Bombay, 1961; Crooke ., The popular religion and folklore of Northern India, L., 1926.
Е. М. Медведев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 11:16:43
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|