Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Анализ

Анализ (далее А) (от греч. análysis — разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной А, является синтез, с которым А часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин "А" часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в общественных науках (количественный и качественный А в химии, диагностические А в медицине, разложение сложных движений на составляющие в механике, функциональный А в социологии и т. д.). Процедуры А входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Но и на других ступенях познания А сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с др. процедурами исследования. Аналитические процедуры являются одними из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач. Как познавательный процесс А изучается психологией, рассматривающей его как психический процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозгу человека и животных, а также теорией познания и методологией науки, которые рассматривают А прежде всего как один из приемов (методов) получения новых познавательных результатов.

  А присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. У человека к чувственно-наглядным формам А присоединяется высшая форма А — мыслительный, или абстрактно-логический, А Эта форма возникла вместе с навыками материально-практического расчленения предметов в процессе труда; по мере усложнения последнего человек овладевал способностью предварять материально-практический А мыслительным. Развитие производственной деятельности, мышления и языка, приемов научного исследования и доказательства привело к появлению разных форм мыслительного А, в частности расчленения предметов на неотделимые от них признаки, свойства, отношения. В отличие от чувственно-наглядного, мыслительный А совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках (знаковых системах науки). С др. стороны, и сам А, вместе с др. приемами, служит средством формирования понятий о действительности .

  Существует несколько видов А как приема научного мышления. Одним из них является мысленное (а часто, например в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части. Такой А, выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь А служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Другим видом А является А общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения; одни из них подвергаются дальнейшему А, а от других отвлекаются; на следующем этапе А может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т.д. В результате А общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом А является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — непересекающиеся подмножества данного множества. Такого рода А называют классификацией. Все эти и др. виды А применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. А широко используют также в педагогическом процессе.

  Описанному смыслу понятия А родственно более специальное понятие формально-логического (логического) А Логический А — это уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами современной формальной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания. Наиболее развитой формой логического А содержательных областей знания, содержательных понятий и способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий, — т. н. формализованных языков. Логический А — один из основных познавательных приемов науки, значение которого особенно возросло благодаря развитию математической логики, кибернетики, семиотики и разработке информационно-логических систем (см. формализация).

  В ином смысле понимается А в истории математики. Здесь А — это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно); под синтезом же понимается рассуждение, идущее в обратном направлении. А в этом смысле является средством выявления идеи доказательства, но в большинстве случаев сам по себе доказательством еще не является. Синтез же, опираясь на данные, найденные в А, показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, дает доказательство теоремы или решение задачи.

  Лит.: Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "Вопросы философии", 1958, № 2; Проблемы мышления в современной науке, М., 1964; Горский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Петров Ю. А, Гносеологическая роль формализованных языков, в кн.: Язык и мышление, М., 1967.

  Б. В. Бирюков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 14:04:15