Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Импровизация

Импровизация (далее И) (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus - неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки И в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времен у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И Поэтические И обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством И владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов ("Вешние воды") и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в "Египетских ночах". К И относят жанр экспромта.

  Музыкальная И в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние ее формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (невмы, крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И становились все более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной И полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16-18 вв. стихия И сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление И находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление И, превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к ее вырождению. Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. И в форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И (например, "Фантазия", "Экспромт", "Прелюдия", "И"). В современной музыкальной практике И не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы И (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную И

  И в танце с древнейших времен является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. И варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на "вызов" продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). И в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).

  Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни еще один вид И: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И остается обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.).

  И в театре - игра актера, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, И была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И достигло в народной итальянской комедии дель арте (16-18 вв.) и французском фарсе (15-16 вв.). Позднее И сохранилась на сцене как стилистический прием (например, у К. Гоцци).

  В начале 20 в. интерес к И в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актера, обогатить современный театр путем приобщения его к истокам народной художественной культуры. К. С. Станиславский ввел И как метод в учебно-воспитательную работу с актерами. Освоение приемов И, идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссерских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в "Принцессе Турандот" Гоцци импровизационное начало пронизало собой все режиссерское решение представления). В 1919-38 в Москве существовал театр И - "Семперанте". Искусство И составляет один из основных элементов современной театральной педагогики.

  Лит.: Wehle G. ., Die Kunst der Improvisation, Bd 1-3, Münster, 1925-32; Fellerer К. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, "Die Musikpflege", Jahng. , 1932; Ferand E. Т., Die Improvisation, 2 Ausg., öln, 1961.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 03:04:18