Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Иконография

Иконография (далее И) (от греч. eikón - изображение, образ и ...графия) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (И богоматери, Христа, "праздников" в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

  В искусствознании И - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И сложился в 1840-х гг. во и как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путем истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В конце 19 - начале 20 вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод И для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский ученый Э. Панофский выдвинул И как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отраженные в них черты миросозерцания. Обращение к И не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.

  В исторической науке И - система приемов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы исторической И распространяются на фото- и кинодокументы.

  Под И понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. д., например В. И Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.

  Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky Е., Studies in iconology, . ., 1939; Réau L., Iconographie de l`art chrétien, v. 1-3, ., 1955-59; Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, ., 1959-67; Wessel ., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 -; Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968.

  К. Г. Богемская.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 00:47:13