|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Израиль (государство) | Израиль (далее И) Государство И.
. Общие сведения
И (государство) - государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго-восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С.-В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю.-З. с Египтом. Граничит также с территорией, выделенной ООН в 1947 для создания арабского государства. Площадь в границах, определенных решением Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 о разделе Палестины, - 14 тыс. км2, а вместе с захваченной в период арабо-израильской войны 1948-49 территорией - 20,7 тыс. км2 (см. раздел Исторический очерк). Население 3 млн. чел. (1971). Главный экономический и культурный центр - г. Тель-Авив. Правительственные и официальные учреждения И (государство) находятся в западной части Иерусалима, который был объявлен правительством И (государство) в 1950 столицей страны, вопреки резолюции ООН от 29 ноября 1947. В административном отношении И (государство) делится на 6 округов.
. Государственный строй
И (государство) - республика. Конституции как единого правового акта нет; основы государственного строя регулируются несколькими законодательными актами, как, например, Временный органический закон 1949, Закон о гражданстве 1952, Основной закон о парламенте 1958, Основной закон о президенте 1964 и др. Отсутствие конституции, а также закона о правах граждан дает правящим кругам И (государство) широкие возможности для политического произвола. Этой же цели служат многочисленные репрессивные акты, в том числе продолжают действовать так называемые чрезвычайные законы, введенные еще в 1945 британскими властями. Глава государства - президент, избираемый парламентом (кнессетом) на 4 года. Полномочия президента ограничены. Вся полнота власти принадлежит правительству во главе с премьер-министром, наделенным огромными полномочиями. Правительство направляет внешнюю политику И (государство), подготавливает бюджет, контролирует финансы и экономику, осуществляет надзор за исполнением законов и постановлений правительства административными учреждениями, координирует их деятельность.
Высший законодательный орган - однопалатный парламент; состоит из 120 депутатов, избираемых населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.
Местные органы власти - муниципальные советы в городах и сельские окружные советы, избираемые на 4 года.
Судебная система состоит из светских и религиозных судов (судов раввината и судов шариата - для арабского населения). Систему светских судов (районных, муниципальных и окружных) возглавляет Верховный суд. Суды раввината, к компетенции которых относятся вопросы брака и семьи и дела, связанные с исполнением культа, действуют на основе архаичных реакционных положений Талмуда.
Л. Я. Дадиани.
. Природа
Узкая полоса приморской равнины сменяется на В. плато (высота 500-1000 м, наибольшая 1208 м), которые обрываются крутыми уступами к глубокой сбросовой впадине Гхор (Эль-Гор) и ее южному продолжению - Вади-эль-Араба. Поверхность плато сложена преимущественно известняками (развит карст), песчаниками, базальтами. Воды Мертвого моря богаты солями и имеются месторождения кварцевых песков, глин, мрамора, меди, руды, торфа, небольшие залежи нефти и газа в пустыне Негев.
Климат субтропический, относительно влажный на С., полупустынный и пустынный на Ю. и во впадинах. Лето жаркое (температура июля и августа 24-28 °С, в Гхоре до 36 °С), зима теплая (температура января 6-14 °С, на Ю.-З. Мертвого моря до 18 °С). На побережье Мертвого моря, во впадине Гхор и в пустыне Негев выпадает всего 100-200 мм осадков в год, а местами - менее 100 мм; на С., на плато - 600-800 мм, а на равнине у Средиземного моря - 400-800 мм. Осадки выпадают преимущественно зимой. Территория И (государство) бедна поверхностными водами. На С.-В. - верховья р. Иордан, протекающей во впадине Гхор. Многие реки летом пересыхают или сток их резко сокращается; на Ю. распространены вади. Используются источники, колодцы, применяется опреснение морской воды. До 80% потребляемой воды расходуется на орошение.
Почвы коричневые, горные серо-коричневые, сероземы, на Ю. - серо-бурые почвы пустынь. В горах распространены маквис, гарига, лесов почти не осталось (преобладают вечнозеленые дубы, алеппская сосна и др.), на Ю. - полупустыни и пустыни - Негев, Халуца и др. (каменистые пустыни, сообщества солянок, галофитных лугов и др.). Из млекопитающих встречаются полосатая гиена, шакал, даман, грызуны; пустынно-степные виды птиц, много пресмыкающихся.
Природные районы: 1) прибрежная равнина; 2) плато (складчато-глыбовые сильно пенепленизированные горы); 3) тектонические впадины Гхор и Вади-эль-Араба.
Л. П. Спрыгина.
. Население
Свыше 85% населения (1970) составляют евреи, остальные - арабы (14,6%) и небольшое число армян. Арабы подвергаются жестокой расистской дискриминации. Более половины еврейского населения - иммигранты из стран Европы, Азии, Африки и Америки. Различные этнические группы еврейского населения И (государство) неравноправны по своему общественному положению. Особым доверием шовинистических правящих кругов пользуются сабра (евреи, родившиеся в И (государство)), затем - ашкенази (иммигранты, выходцы из Европы); дискриминации подвергаются евреи - выходцы из стран Азии и Африки. Официальный язык - иврит, однако часть евреев не знает его и в быту пользуется идиш, спаньоль (близок испанскому языку), арабским языком, английским языком и др. Верующие евреи - иудаисты; арабы - мусульмане-сунниты, часть - друзы и христиане; армяне - христиане. Официальный календарь - древнееврейский лунно-солнечный, в котором начало года приходится на период с 5 сентября по 5 октября (так, 1 октября 1970 - начало 5731 года от "сотворения мира", 20 сентября 1971 - начало 5732 года). Применяется и григорианский календарь (см. Календарь).
За период 1948-70 (особенно в 1948-51) еврейское население возросло за счет иммиграции более чем на 1,3 млн. чел. (46,8% приехали к 1970 из Европы и Америки, 53,2% из Азии и Африки). Иммиграция в И (государство), поощряемая международными сионистскими кругами на основе лозунга о собирании всех евреев на "земле предков", носит ярко выраженный политический характер, служит экспансионистским целям И (государство) и мирового сионизма. Однако за 1948-70 из И (государство) выехало свыше 200 тыс. чел. (15% к числу иммигрантов). Экономически активного населения в 1970 - 963,2 тыс. чел., в том числе в промышленности, строительстве и на общественных работах - 32,6%, в торговле, банковских и страховых учреждениях - 18,2%, в сфере услуг - 32,9%, в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве - 8,8%, на транспорте и в связи - 7,5%. Число работающих по найму, включая членов кибуцев и их иждивенцев, в 1970 составляло 792,5 тыс. чел. (82,4% экономически активного населения). Число безработных 38,2 тыс. чел. (1970). Плотность населения в районе Тель-Авива (в 1970) - 5,2 тыс. чел. на 1 км2, в пустынных районах Негева 14,7 чел. на 1 км2. Свыше 82% населения (1970) живет в городах и поселениях городского типа. Крупные города (1970, тыс. жителей): Тель-Авив-Яффа (384), Хайфа (217,1), Иерусалим (западная часть, 200,3 в 1968), Рамат-Ган (115,5).
. Исторический очерк
Государство И (государство) было провозглашено 14 мая 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947. Согласно решению, находившаяся под мандатом Великобритании Палестина объявлялась независимой; ее территория разделялась на два самостоятельных государства - арабское и еврейское; оба государства должны были иметь демократические конституции, обеспечивающие права национальных меньшинств в каждом из этих государств. Территория еврейского государства определялась в размере 14 тыс. км2 (около 56% территории Палестины) со смешанным населением, в том числе 498 тыс. евреев и 497 тыс. арабов (включая 90 тыс. бедуинов). Город Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу со специальным международным режимом под управлением ООН. Сразу же после провозглашения государства И (государство) к власти пришла крупная еврейская буржуазия, тесно связанная с международным сионизмом. В состав созданного в мае 1948 временного правительства вошли исключительно представители сионистских партий. В первом же акте правительства - "Декларации независимости" - была провозглашена "доктрина сионизма" в качестве официальной идеологии и политики израильского государства.
В результате политики империалистических держав (США, Великобритании) и международных сионистских кругов вслед за провозглашением государства И (государство) началась арабо-израильская война 1948-49. В ходе войны И (государство) захватил большую часть территории (6,7 тыс. км2), выделенной решением ООН Палестинскому арабскому государству, которое так и не было создано, а также западную часть Иерусалима. Таким образом, И (государство), вопреки решению ООН от 29 ноября 1947, расширил территорию до 4/5 территории подмандатной Палестины. Сионистский террор еще до образования И (государство) и начала войны, а затем в ходе войны привел к массовой гибели арабов и изгнанию почти 1 млн. арабов с территории И (государство) и захваченной им арабской части Палестины. Возникла проблема палестинских беженцев, ставшая из-за неизменного отказа И (государство) выполнить резолюцию ООН от 11 декабря 1948 (о праве беженцев на возвращение на родину или по их выбору на материальную компенсацию) одной из важных причин, осложнивших ближневосточный кризис. В 1949 И (государство) подписал временное соглашения о перемирии с Египтом (24 февраля), Ливаном (23 марта), Иорданией (3 апреля) и Сирией (20 июля). По вине израильских правящих кругов эти соглашения не были заменены мирными договорами. В январе 1950 правительство И (государство), вопреки решению ООН от 29 ноября 1947, объявило Иерусалим столицей И (государство) Великие державы - Великобритания, СССР, США, - и многие другие государства не признали акций И (государство) в отношении Иерусалима. В обстановке войны, разжигания расистской пропаганды и преследования демократических сил проходили (январь 1949) первые выборы в парламент. Главной правящей партией стала сионистская партия МАПАИ (государство) Нарушив решение ООН о принятии демократической конституции, правительство И (государство) отказалось ввести конституцию. Оно начало проводить политику безудержного шовинизма, все более усиливавшегося экспансионизма, укрепления тесного союза с империализмом, особенно с империалистическими кругами США, пытающимися с помощью реакционных сил И (государство) упрочить свои позиции на Ближнем Востоке, ослабить антиимпериалистическую борьбу арабских народов.
И (государство) был включен во все программы американской "помощи", и на него был распространен 4-й пункт доктрины Трумэна (см. Трумэна доктрина). По соглашению с США (1952), заключенному на основе "Акта 1951 о взаимном обеспечении безопасности", правящие круги И (государство) по существу обязались участвовать в любых военных и иных акциях США на Ближнем Востоке. Укреплялись позиции иностранного (особенно американского) капитала. В начале 50-х гг. правительство И (государство) приняло законы, предусматривающие предоставление иностранному капиталу крупных привилегий.
Правительство И (государство) проводило политику сближения с милитаристскими кругами ФРГ. В соответствии с соглашением между ФРГ и И (государство) (1952) И (государство) получил (к 1966) от ФРГ 822 млн. долл. так называемых репараций и свыше 1,7 млрд. долл. реституций в качестве глобальной компенсации за ущерб, причиненный европейским евреям (в том числе проживавшим в странах Восточной Европы) во время 2-й мировой войны 1939-45 фашистской Сделка о репарациях (израсходованных в основном на военные нужды) преследовала политические цели: сионистские правители И (государство) пытались закрепить за собой право представлять, - не имея на то никаких оснований, - интересы евреев всех стран и обеспечить возможное союзничество с НАТО. По соглашению 1960 ФРГ стала поставлять И (государство) оружие, а также предоставлять займы (около 700 млн. долл. к 1967). Правительство И (государство) усиленно милитаризовало страну за счет поставок оружия из США, Великобритании и ФРГ.
Опираясь на международные империалистические и сионистские силы, правящие круги И (государство) в 50-х гг. начали активную подготовку к агрессии против арабских стран. Возникавшие по вине И (государство) в 1953-55 пограничные конфликты с арабскими странами вылились в открытые вооруженные столкновения в районах Кибии (октябрь 1953), Газы (февраль 1955), Тивериадского озера (декабрь 1955). Антисоветская политика правительства И (государство) и сионистские террористические акции (в частности, взрыв бомбы на территории миссии СССР) привели к тому, что дипломатические отношения СССР и И (государство) (установлены в 1948) были в феврале 1953 прекращены Советским правительством (восстановлены в июле 1953). В 1956 И (государство) вместе с Великобританией и развязал агрессию против Египта (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта). В мае 1957 И (государство) присоединился к доктрине Эйзенхауэра (см. Эйзенхауэра доктрина). Правящие круги И (государство) оказывали содействие США и Великобритании во время их интервенции в Ливан и Иорданию в 1958.
Усиление внутренней реакции сопровождалось с конца 50-х гг. острой борьбой за власть внутри буржуазной милитаристской клики. Бен-Гурион (премьер-министр в 1948-53, 1955-63 с перерывом в 1961) и его окружение, представлявшие наиболее экстремистские силы, стремились к усилению личной власти, к укреплению диктатуры крупной еврейской сионистской буржуазии. Возросло влияние клерикалов (раввината) на внутреннюю и внешнюю политику И (государство)
С начала 60-х гг. И (государство) активно осуществлял подготовку к новой агрессии против арабских стран. Резкое обострение арабо-израильских отношений было вызвано односторонним актом И (государство) - отводом (в июне 1964) части вод реки Иордан. В этот период И (государство) всячески провоцировал конфликты с соседними арабскими государствами и вел с ними "малую войну". 2 июня 1967 было создано правительство так называемого национального единства с участием крайне реакционных и экстремистских сил; оно взяло курс на развязывание войны с арабскими странами в больших масштабах. Готовя эту войну, правящая сионистская верхушка И (государство) преследовала цели укрепления своих позиций внутри страны, реализации экспансионистской программы сионизма - создания "Великого И (государство)", а также свержения прогрессивных режимов в арабских странах. 5 июня 1967 И (государство) при содействии сил империализма и международного сионизма начал новую агрессию против арабских стран (см. Иская агрессия против арабских стран 1967). В ходе войны войска И (государство) оккупировали значительную часть территории Египта, Сирии, Иордании (около 70 тыс. км2 с населением свыше 1 млн. арабов). И (государство) аннексировал восточную часть Иерусалима. Правительство СССР выступило за немедленное прекращение агрессии (Заявления 5 и 7 июня 1967). Это требование поддержали другие социалистические страны (Заявление 9 июня) и многие азиатские и африканские государства. Совет Безопасности ООН на заседаниях 5-9 июня потребовал от И (государство) прекращения военных действий. Однако правительство И (государство) при попустительстве США продолжало агрессивные действия. 10 июня 1967 СССР, ВНР, ЧССР, ПНР, НРБ, СФРЮ разорвали дипломатические отношения с И (государство) В результате решительных акций СССР и других социалистических стран, прогрессивных сил всего мира правящие круги И (государство) вынуждены были подчиниться решениям Совета Безопасности и прекратить огонь (10 июня 1967), но отказались вывести войска с захваченных арабских территорий.
22 ноября 1967 Совет Безопасности принял резолюцию о политическом урегулировании кризиса на Ближнем Востоке. Она предусматривала вывод израильских войск со всех оккупированных территорий, достижение справедливого решения проблемы палестинских беженцев и др. Однако правительство И (государство) игнорировало эту резолюцию. Агрессивные действия И (государство) против арабских стран не прекращались. Вооруженные силы И (государство) неоднократно совершали нападения на Египет, Сирию, Иорданию, вторгались на территорию Ливана.
В районах, оккупированных И (государство) в 1967, установлен режим жесточайшего террора (массовые аресты арабов, уничтожение арабских деревень). Правительство И (государство) приступило к осуществлению мер, направленных на аннексию захваченных арабских земель (выселение арабского населения, заселение арабских земель евреями, создание еврейских военизированных поселений). Число палестинских арабских беженцев (на начало 70-х гг.) достигло 1,7 млн. чел. Действия И (государство) на оккупированных территориях были осуждены Комиссией ООН по правам человека, квалифицировавшей их как военные преступления и указавшей, что попытки аннексировать эти территории - незаконны (резолюции от 23 декабря 1971 и от 24 марта 1972).
На активизацию агрессивной политики И (государство) получил огромные субсидии от США и международных сионистских организаций (за 1967-70 свыше 2,5 млрд. долл.). В ноябре 1971 между И (государство) и США было подписано соглашение о передаче И (государство) технических данных и американского опыта для производства в И (государство) оружия американского образца. Выросли военные расходы. Был увеличен срок военной службы. Рост милитаризации отрицательно сказался на экономике И (государство) Резко усилилась инфляция, сопровождаемая девальвацией израильского фунта (1971). Значительно возросли налоги (в 1971 И (государство) занимал 1-е место в мире по размеру налогов), ухудшилось положение трудящихся (около 1/6 населения оказалось на грани или в условиях нищеты).
В еще более тяжелое положение, чем еврейские трудящиеся, поставлены в И (государство) арабы: в районах, населенных арабами, установлено военное управление, они лишены права свободного передвижения, заработная плата арабского рабочего ниже, чем еврейского. У арабов отняты лучшие земли.
В условиях политической реакции возросла роль военщины и экстремистских сил во внутренней и внешней политике И (государство), упрочились позиции клерикалов, оказывающих огромное влияние на все стороны жизни И (государство), усилились репрессии против демократических прогрессивных сил.
В 1968 сионистские партии правых "социалистов" и буржуазная сионистская партия РАФИ объединились в так называемую Рабочую партию И (государство) (МАИ). В 1969 к власти пришло экстремистско-реакционное правительство, в котором большинство принадлежало МАИ (государство) Правительство, особенно его милитаристское крыло, правые элементы и клерикалы выступили за аннексию оккупированных И (государство) арабских территорий, дальнейшее расширение связей с империализмом, превращение И (государство) в теократическое государство. Политика правящих кругов И (государство) стала приобретать расистский характер. В марте 1970 правительство И (государство) приняло закон "Кого считать евреем", являющийся по существу расистским. 16 марта 1972 кнессет принял резолюцию о "неоспоримости исторических прав еврейского народа на Страну И", выражающую экспансионистские цели сионизма - создание "Великого Израиля". Иское правительство все шире стало прибегать к террористическим методам расправы с демократическими силами. Оно провозгласило официальный курс на всемерное укрепление союза с международным сионизмом ("правительственная программа" 1969). Проходившие после 1967 в И (государство) международные сионистские конгрессы выступали с поддержкой экспансионистских планов И (государство)
Правительство И (государство) во главе с Г. Меир (премьер-министр с 1969), игнорируя резолюцию Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967, неоднократно заявляло об отказе вывести израильские войска с оккупированных в июне 1967 арабских территорий; оно систематически срывало миссию специального представителя ООН Г. Ярринга по урегулированию арабо-израильского конфликта; отклонило мирную инициативу Египта (1971), предусматривающую частичный отвод израильских войск с восточного берега Суэцкого канала для восстановления международного судоходства по каналу, при условии, что за первым этапом вывода израильских войск последует их вывод со всех оккупированных арабских территорий. Правительство И (государство) отказалось выполнить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 5 ноября 1970 и от 13 декабря 1971 об установлении справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, настаивавшие на выводе израильских вооруженных сил с оккупированных И (государство) в июне 1967 арабских территорий и на отказе И (государство) от всяких территориальных притязаний. Правящие круги И (государство) стали настойчиво добиваться включения И (государство) в НАТО. Правительство И (государство), при поддержке империалистических кругов США и международного сионизма, активизировало антикоммунистическую, антисоветскую политику.
Правительство И (государство) осуществило ряд мер, направленных на укрепление расистско-милитаристского союза с ЮАР, оказание помощи португальским колонизаторам, поддержку связей с сайгонским режимом в Южном Вьетнаме.
Реакционная антинациональная антинародная шовинистическая политика правительства И (государство), вызванный ею военный психоз осложняют борьбу тех сил в И (государство), которые выступают против политики правящих кругов. В первых рядах борцов за мир, социальный прогресс, насущные интересы трудящихся идет Коммунистическая партия Израиля (КПИ). КПИ выступает за десионизацию и демократизацию И (государство) 16-й съезд КПИ (1969) и 17-й съезд КПИ (1972) приняли решения, направленные на создание в И (государство) широкого фронта всех сил, борющихся против антинациональной политики правящих кругов И (государство), за мирное политическое урегулирование Ближневосточного конфликта путем полного осуществления резолюции Совета Безопасности от 22 ноября 1967.
Лит.: Иванов К. П. и Шейнис З. С., Государство И, его положение и политика, 2 изд., М., 1959; Леонидов А., За кулисами израильской политики, М., 1959; Андреев С. А., И, М., 1962; Демченко П., Арабский Восток в час испытаний, М., 1967; Никитина Г. С., Государство И, М., 1968; Иванов Ю. С., Осторожно, сионизм!, М., 1969; Евсеев Е. С., Фашизм под голубой звездой, М., 1971.
Г. С. Никитина.
. Политические партии и профсоюзы
Политические партии. "Рабочая партия" И (государство) (Мифлегет Гаавода Исраэлит, МАИ), создана в 1968 в результате объединения 3 сионистских партий - МАПАИ (Мифлегет Поалей Исраэл, Рабочая партия И (государство), правая социал-демократическая партия, основана в 1930), РАФИ (Рашмат Поалей Исраэл, Список рабочих И (государство); крайне националистическая партия, образовавшаяся в 1965 в результате откола от МАПАИ группы ее бывших членов), Ахдут-Гаавода-Поалей-Цион (Объединенный труд - Рабочие Сиона, правая, экстремистская по отношению к арабским странам часть МАПАМ, отделившаяся от последней в 1954). Объединенная рабочая партия (Мифлегет Поалим Гамеухедет, МАПАМ), основана в 1948, сионистская социал-демократическая партия. С 1969 образует с МАИ единый парламентский блок. Либеральная партия, основана в 1961, буржуазная сионистская партия; в 1965 в партии произошел раскол: большинство создало совместно с партией Херут (Движение свободы, основана в 1948, крайне реакционная профашистская сионистская партия) правый парламентский блок - ГАХАЛ; меньшинство образовало так называемую Партию независимых либералов. Национально-религиозная партия, основана в 1956 в результате объединения сионистских религиозных партий Мизрахи и Гапоэл Гамизрахи; крайне реакционная, расистская партия. Агудат Исраэл и Поалей Агудат Исраэл, ортодоксальные религиозные несионистские партии. Коммунистическая партия И (государство) (КПИ), основана в 1919 как Социалистическая рабочая партия Палестины; в 1921 переименована в Коммунистическую партию Палестины; с 1948 - КПИ (государство) В 1965 в КПИ произошел раскол. Отколовшаяся группировка Микуниса - Снэ отошла от принципов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, выступила с поддержкой позиции правительства в арабо-израильском конфликте.
Профсоюзы. Гистадрут (Всеобщая федерация труда), основана в 1920, свыше 1 млн. чел. (1971). Находится под влиянием МАИ (государство) Владеет значительным количеством промышленных, строительных и др. предприятий (многие с участием частного капитала).
. Экономико-географический очерк
Общая характеристика экономики. И (государство) - аграрно-индустриальная страна, с высокой степенью милитаризации, зависимая от иностранного капитала. В национальном доходе (без вычета амортизации; в текущих ценах на 1970) доля сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства составляет около 6% (8,4% в 1967), добывающей и обрабатывающей промышленности 26,2% (22,5), строительства и коммунальных предприятий 10,6% (8), транспорта и связи 8,5% (9), банковского и страхового дела 12,5% (12,5), торговли и услуг 16,5% (17,7), поступления от государственных и других учреждений составляют 19,7% (22).
Стимулирование промышленного развития направлено главным образом на создание военного потенциала и отраслей, непосредственно связанных с военным производством. На военные нужды расходуются крупные средства как открытого, так и специального секретного бюджета. Военные расходы с 1966 по июнь 1970 возросли в 10 раз. В 1970 они составили около 40% бюджета (или около 30% стоимости валового национального продукта). Военно-промышленный комплекс представлен (1972) финансовыми группами в составе концерна "Кур", инвестиционной компании "Банк Дисконт" (один из трех крупнейших банков в стране) и "Г. А. С. индустрис". Огромный ввоз капитала и приток квалифицированной рабочей силы обеспечивают сравнительно высокие темпы роста сельского хозяйства (с 1948/49 по 1969/70 в 5,4 раза) и промышленного производства (с 1950 по 1969 более чем в 5 раз). В 1965-67 происходил значительный спад экономической активности, вызванный постоянной инфляцией, хронической несбалансированностью доходов и расходов, особенно связанных с военными расходами, увеличением зависимости от иностранного капитала, подготовкой к войне. В 1967 спад сменился подъемом в результате усиленной милитаризации экономики (развитие военной промышленности), а также использования дешевой рабочей силы арабов, привлеченных с оккупированных территорий. С начала 70-х гг. возникли кризисные явления в экономике И (государство), вызванные огромным ростом военных расходов, усилением зависимости от иностранного капитала.
Экономика И (государство) развивается главным образом за счет иностранного финансирования. Ввоз капитала за 1948-70 составил свыше 12 млрд. долл. (в том числе за 1967-70 свыше 4 млрд.): "помощь" и займы США, различные субсидии сионистских организаций, реализация израильских займов за границей, частные инвестиции, а также платежи ФРГ (репарации, реституции), займы. Иностранный частный, преимущественно американский, а также английский и западногерманский, капитал занимает господствующие позиции в экономике, частично за счет государственных предприятий, продаваемых иностранным монополиям. Действуют мощные иностранные монополистические объединения, например "Палестайн экономик корпорейшен" и"Американ Исраэл корпорейшен". Доля национального капитала составляет примерно 1/3 всех капиталовложений. Удельный вес государственного капиталистического сектора заметно снижается; в 1958 доля государственного и "общественного" (Еврейский национальный фонд и др.) финансирования в общих капиталовложениях в экономику составляла 54%, а в 1968 - 41%.
Сельское хозяйство. Большая часть обрабатываемой площади находится в собственности государства и сионистских колонизационных трестов, сдающих земли в аренду с.-х. кооперативам (кибуцы, мошавы) и отдельным состоятельным колонистам. Основной вид землепользования - групповая аренда; имеются также фермерские хозяйства. Зависимость от снабженческо-сбытовых монополий, кабальные условия аренды (высокая стоимость выплачиваемой ренты, страховых сборов, воды), ростовщические кредиты приводят к тому, что арендаторы (в первую очередь кибуцы, а также мошавы) находятся, как правило, в хронической и возрастающей долговой зависимости. Насаждаемые сионистскими колонизационными трестами с.-х. кооперативы являются капиталистическими предприятиями. Осуществление в кибуцах некоторых начал коллективизма служит лишь прикрытием для исключительно жестокой коллективной эксплуатации членов кооперативов в целом. На развитие сельского хозяйства отрицательно влияет американская продовольственная "помощь" (с.-х. излишки США), влекущая сокращение в ряде отраслей местного производства. Из общей земельной площади (включая захваченную территорию) И (государство) обрабатывается лишь 21,2% (1970/71), около 40% под пастбищами; около 42% обрабатываемых земель орошается (на крайнем С.-В. страны). Зерновыми и другими полевыми культурами занято 64,9% обрабатываемых земель, цитрусовыми и фруктовыми плантациями 20%, техническими и овощными культурами 8,6%, прочими 6,5%. (Данные о площади и сборе основных с.-х. культур см. в таблице 1.) Основная с.-х. культура - цитрусовые; вместе с другими фруктами они составляют примерно 30% общей стоимости с.-х. продукции. Из зерновых сеют в основном пшеницу, ячмень, сорго, кукурузу, из технических - свеклу, арахис, хлопчатник, лен, табак. Производство овощей и картофеля, а также птицеводческое хозяйство полностью обеспечивают внутренний рынок, часть продукции экспортируется. Возделывают оливковое дерево (главным образом в арабских хозяйствах). Цитрусовые плантации, сады, виноградники преобладают на приморской равнине, посевы зерновых культур в сочетании с овощеводством и животноводством (птицеводство и крупный рогатый скот) - на С. (Галилея) и в юго-западной части прибрежной равнины, пастбищное животноводство (овцы, козы) - в северной части пустыни Негев, полукочевое и кочевое скотоводство (овцы, козы, верблюды) главным образом на Ю. и Ю.-В. страны. В 1970 насчитывалось 17,3 тыс. тракторов. По сравнению с полеводческим и цитрусово-плантационным хозяйством животноводство имеет меньшее значение. В 1970 было 251 тыс. голов крупного рогатого скота, 188,5 тыс. овец, 135,5 тыс. коз, 10 тыс. верблюдов, 9,8 млн. домашней птицы (куры, утки). В еврейских хозяйствах разводят главным образом домашнюю птицу и молочный скот, в арабских - преимущественно овец, а также верблюдов. Страна не обеспечивает потребности в ряде основных продуктов, и многие продукты ввозятся (особенно зерновые, а также говяжье мясо, масло, и др.). Арабские хозяйства подвергаются жестокой дискриминации; с 1948 у арабов из-за осуществляемого правительством И (государство) ускоренного процесса обезземеливания конфисковано свыше 1 млн. дунамов (1 дунам = 0,1 га) лучших земель. В итоге удельный вес с.-х. арабского населения снизился в 1970 до 57,2% (от всего числа арабов) против 75% в 1959. При среднем наделе в 10,8 дунама у еврейского фермера средний надел арабского феллаха - 2,2 дунама (8,4 дунама до 1948). Дискриминационные меры правительства, применяемые к арабскому населению (обезземеливание, необеспеченность хозяйства водой, слабое дорожное строительство и др.), ведут к низкой продуктивности арабских хозяйств. В 1970 доля арабского с.-х. населения составляла 48% всего с.-х. населения страны, а продукция арабских хозяйств - только около 5% всего с.-х. производства И (государство) Арабские хозяйства, как правило, ведутся на экстенсивных началах. Орошаемые земли в арабских хозяйствах составляют лишь 5,5% обрабатываемой ими земли против 51,2% в еврейских хозяйствах.
Табл.1. - Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур Kyльтуры | Площадь, тыс. га | Сбор, тыс. т | 1948-52* | 1961-65* | 1969/70 | 1948-52* | 1961-65* | 1969/70 | Пшеница | 35 | 58 | 107 | 23 | 90 | 125 | свекла | ··· | 6 | 4,5 | 1 | 253 | 237 | Цитрусовые | ··· | ··· | 42,2 | 311 | 700 | 1262 | Помидоры | 3 | 3 | 4,3 | 35 | 100 | 130 | * В среднем за год.
Источник: Statistical abstract of Israel, 1970/71.
Промышленность. Преимущественное развитие получила легкая промышленность, особенно текстильная, пищевая, бумажная. По отдельным отраслям структура промышленности характеризуется следующими данными (на 1969/70 в % от общей стоимости продукции, учитывая предприятия с числом рабочих свыше 5 чел.): добывающая промышленность 6,8, легкая (текстильная, швейная, кожевенная) 15, пищевая 22,1, деревообрабатывающая, бумажная и полиграфическая промышленность 8,6, резиновая и нефтеперерабатывающая 11, алмазообрабатывающая 6,2, металлообработка 8,2, электро- и транспортное оборудование 11,7, другое машиностроение 5,5, металлургия 3,7, остальная 1,2. Для промышленности характерно преобладание мелких и мельчайших предприятии типа кустарных, ремесленных и небольших мастерских (с числом рабочих от 1 до 49), в 1969/70 они составляли 96% всех предприятий. На них приходилось 41,1% всей рабочей силы и около 1/3 (1966/67) всей выпускаемой продукции. В то же время происходит концентрация производства: свыше 30% всех рабочих сосредоточено на крупных фабриках и заводах (количество рабочих свыше 300 чел.), составляющих всего 0,6% общего количества предприятий. Около 93% всех предприятий принадлежит частному капиталу. После агрессии И (государство) особенно ускоренными темпами развиваются электротехническая, машиностроительная, авиационная, швейная (для нужд армии), резиновая (производство шин) отрасли промышленности. Стоимость продукции военной промышленности за 1968-69 удвоилась. Наблюдалось отставание в темпах развития (например, алмазообрабатывающая промышленность) или свертывание (кожевенная) гражданских отраслей промышленности.
Промышленность и энергетика базируются в значительной степени на использовании привозного сырья. Размещение промышленных предприятий весьма неравномерно. Почти 60% их сосредоточено в Тель-Авиве и Хайфе.
Общая установленная мощность электростанций (1970) свыше 1,2 млн. квт (все ТЭС). Горнодобывающая промышленность развита слабо. Добываются главным образом соли, поваренная соль, в Мертвом море, кварцевые пески и глина в пустыне Негев, (994 тыс. т в 1969) у Орона; разрабатываются небольшие месторождения природного газа (134 млн. м3 в 1970), торфа в районе о. Хула, нефти (88 тыс. т) к Ю.-В. от Ашкелона, - гора Рамим, руды близ Михрот-Тимны и самоцветов в окрестностях Эйлата. Кроме того, эксплуатируются принадлежащие Египту месторождения нефти на Синайском полуострове, временно захваченном И (государство)
Основные центры текстильной промышленности - гг. Тель-Авив и Хайфа. Пищевая промышленность (консервная, молочная, маслобойная, мукомольная, и др.) наиболее развита в Тель-Авиве. Обработка алмазов ведется главным образом в Тель-Авиве и Натанье. Предприятия промышленности находятся в основном в Хайфе, Хадере и Тель-Авиве (производство суперфосфатов, серной кислоты, красителей и др.), нефтеперерабатывающий завод мощностью до 5,5 млн. т в Хайфе. Машиностроение, металлообработка, производство стройматериалов сосредоточены в Тель-Авиве и его окрестностях. Действуют 2 реактора близ Тель-Авива и Димоны. (О производстве основных видов промышленной продукции см. в табл. 2.)
Табл. 2. - Производство основных видов промышленной продукции Виды продукции | 1950 | 1960 | 1970 | Электроэнергия, млрд. квт ·ч | 0,5 | 2,2 | 6,6 | соли (2), тыс. т | - | 136 | 869 | Хлопчатобумажные ткани, тыс. т | ··· | 6,6 | 10,5 | Суперфосфаты, тыс. т | ··· | 82 | 171 | Цемент, тыс. т | 380,1 | 806 | 1384 | Консервированные фрукты, тыс. т | 1,0 | 6,6 | 58,3 | Консервированные и маринованные овощи, тыс. т | 7,2 | 10,0 | 47,2 | Источник: Statistical abstract of Israel, 1970/71.
Транспорт. Протяженность дорог (1970/71) составляет 795 км, шоссейных - 9,3 тыс. км, в том числе более 4 тыс. км асфальтированных. Автомашин 266,2 тыс. (1970), из них 66 тыс. грузовых. В связи с закрытием Суэцкого канала после израильской агрессии 1967 в И (государство) предпринято усовершенствование старых и сооружение новых нефтепроводов для перекачки нефти от Красного к Средиземному морю; И (государство) стремится использовать это как средство давления на Египет и другие арабские страны. Действуют нефтепроводы Эйлат - Хайфа (длина 400 км), Хайфа - Тель-Авив (длина 108 км), Эйлат - Ашкелон (с 1970, длина 305 км). Морской флот насчитывает 110 судов общим тоннажем 1,4 млн. брутто рег. т (1970). Порты: Хайфа (55% грузооборота), Ашдод, Эйлат. Аэродром международного значения в Лидде (близ Тель-Авива).
Внешнеторговые связи. Для И (государство) характерен постоянный хронический дефицит внешнеторгового баланса (675 млн. долл. в 1970), который увеличивается главным образом за счет ввоза оружия, сырья и оборудования для военной промышленности (с 1967 по 1970 дефицит возрос в 3 раза). В 1970 импорт оценивался в 1451 млн. долл., экспорт - в 775 млн. долл. Главные статьи импорта (в % от его стоимости, 1970): машины и оборудование (20), необработанные алмазы (свыше 12), сырье, химикалии и полуфабрикаты (35), суда, самолеты, автомобили (10,3), топливо (около 5), продовольствие. Около 50% стоимости экспорта дают (1970) цитрусовые, консервированные фрукты и обработанные алмазы, около 10% химикалии. Основные внешнеторговые партнеры (1970): США - 21,2% стоимости внешнеторгового оборота (22,3% импорта и 19,2% экспорта), Великобритания - 13,9%, ФРГ - 10,7%, Бельгия и Внешний долг И (государство) на конец 1970 достиг 2,8 млрд. долл. Денежная единица - израильская лира, 4,2 израильской лиры = 1 долл. США (с октября 1971).
Лит.: Никитина Г. С., Государство И, М., 1968.
Г. С. Никитина.
. Вооруженные силы
Вооруженные силы И (государство) состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и резервов. Высшим органом военного руководства является Комитет обороны, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны через Генеральный штаб и командующих сухопутными войсками, ВВС и ВМС. Территория страны разделена на 3 военных округа: Северный, Центральный и Южный. Армия комплектуется на основе закона о всеобщей воинской повинности и за счет вербовки добровольцев из евреев и частично лиц других национальностей. Военнообязанными являются мужчины и незамужние женщины только еврейской национальности. Срок действительной военной службы: для мужчин - 36 месяцев, для женщин - 20 месяцев. Общая численность вооруженных сил при полной отмобилизации около 300 тыс. чел. Сухопутные войска (около 275 тыс. чел.) состоят из пехотных, механизированных и бронетанковых бригад, отдельных артиллерийских (минометных) дивизионов и др. подразделений и частей; имеют свыше 1 тыс. танков, до 300 самоходных орудий, 1500 бронетранспортеров, значительная часть боевой техники американского производства, часть - собственного производства. ВВС (свыше 17 тыс. чел.) насчитывают около 390 боевых самолетов американского и французского производства последних моделей, 2 дивизиона зенитных ракет системы "Хок". ВМС (около 8 тыс. чел.) имеют 1 эскадренный миноносец, 4 подводные лодки, 12 ракетных катеров, 9 торпедных катеров, 1 фрегат ПВО, 1 эскортный корабль, 4 сторожевых и 4 десантных корабля и др.
IX. Медико-географическая характеристика
Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1969 на 1000 жителей рождаемость составляла 26,2, смертность 7,0; детская смертность 23,5 на 1000 живорожденных. Основные причины смертности: болезни сердечно-сосудистой системы и злокачественные опухоли. Из инфекционных болезней наиболее часты дизентерия, вирусный гепатит, туберкулез, заболеваемость которыми выше среди арабов и евреев-иммигрантов из стран Азии и Африки. Встречаются природные очаги кожного лейшманиоза, клещевого возвратного тифа.
В 1969 было 193 больничных учреждения на 17,1 тыс. коек (5,9 койки на 1000 жителей), в том числе 39 государственных госпиталей на 9,7 тыс. коек. Функционировало также около 100 внебольничных учреждений (поликлиники, центры здравоохранения). Работали 6,9 тыс. врачей (1 врач на 410 жителей), 1,3 тыс. зубных врачей, 1,6 тыс. фармацевтов, 0,5 тыс. дипломированных акушерок и др. Врачей готовят медицинские школы при университетах в Иерусалиме и Тель-Авиве.
А. Е. Беляев, А. А. Розов.
Ветеринарное дело. В северном и западном (прибрежном) районах среди крупного рогатого скота и птицы регистрируются туберкулез, бруцеллез, грипп, респираторный микоплазмоз, Ку-лихорадка и некоторые др. В восточных районах преобладают природно-очаговые болезни (сибирская язва, пироплазмидозы, бешенство, листериоз) и оспа овец. Лептоспироз отмечается среди всех видов в западном прибрежном районе. Среди крупного рогатого скота (особенно улучшенного европейским) распространен лейкоз. В южном и восточном районах установлен паратуберкулез. В И (государство) около 260 ветеринарных врачей (1970). Научно-исследовательская работа ведется в ряде ветеринарных лабораторий.
X. Просвещение
В 1949 принят закон об обязательном начальном обучении без различия пола, национальности и вероисповедания. Однако фактически арабская часть населения подвергается дискриминации, школ для арабских детей крайне мало, доступ в высшие учебные заведения предельно затруднен. В 1968 число неграмотных среди еврейского населения составляло 10,4%, а среди арабского населения достигало 42,8%. Обучение и воспитание еврейского населения носят ярко выраженный националистический и религиозный характер, подчинены целям реакционной идеологии сионизма. В сознание молодежи внедряются доведенные до крайности шовинистические идеи иудаизма об "особой миссии и исключительности" "еврейской нации", ее "исторических правах на Землю обетованную". Большое внимание уделяется также военизации воспитания - обязательную военную подготовку проходят юноши (3 года) и девушки (2 года). Прогрессивная израильская общественность во главе с КПИ выступает против реакционной системы обучения и воспитания молодежи.
Для детей 3-5 лет имеются детские сады (государственные и частные). В 1970 в них воспитывалось 121,8 тыс. детей. В районах арабского заселения дошкольных учреждений крайне недостаточно. Начальная школа (с 1969) - 6-летняя. Наряду с государственными светскими школами (65,5% учащихся в 1970/71 учебном г.) существует значительное число государственных религиозных (28% учащихся) и частных религиозных (6,5 % учащихся) школ. Изучение Библии и Торы во всех школах обязательно. В арабских школах с 3-го класса преподается иврит. Средняя школа платная с 6-летним (с 1969) сроком обучения, состоит из 2 ступеней; 2-я ступень имеет 2 цикла - гуманитарный и естественнонаучный. В 1970/71 учебном г. в начальных школах обучалось 477,9 тыс. учащихся (в том числе 89,8 тыс. арабов), в средних школах - 140,1 тыс. учащихся (в том числе 8,3 тыс. арабов). На базе начальной школы работают 4-летние средние профессионально-технические школы и на базе средней - с.-х. школы (в 1970/71 учебном г. профессиональной подготовкой было охвачено 12,9 тыс. чел., из них арабы составляли 4,8%). Педагогическое образование осуществляется в педагогических колледжах и университетах.
Имеется 10 высших учебных заведений (свыше 45 тыс. студентов в 1970/71 учебном г., из них число арабов составляло около 2%). Обучение в вузах платное. Крупнейшие вузы: Еврейский университет в Иерусалиме (основан в 1918, официально открыт в 1925), университет в Тель-Авиве (основан в 1953), Технологический институт ("Технион", основан в 1912) в Хайфе. Высшие учебные заведения в И (государство) финансируются главным образом Еврейским агентством, а также сионистскими организациями (в основном США), которые через специально созданный Фонд просвещения оказывают непосредственное влияние на систему образования и контролируют ее.
Крупнейшие библиотеки: Еврейская национальная и университетская библиотека в Иерусалиме (основана в 1884, свыше 2 млн. тт.), университетская библиотека в Тель-Авиве (основана в 1954, 250 тыс. тт.). Главные музеи - Национальный музей И (государство) в Иерусалиме (основан в 1965, включил Археологический музей, художественный музей "Бецалель" и др.), Гаарец-музей в Тель- Авиве (основан в 1958).
Г. С. Никитина.
XI. Научные учреждения
Руководство научными учреждениями осуществляет Национальный совет научных исследований (председатель - премьер-министр). Научно-исследовательские работы финансируются за счет государственного бюджета лишь отчасти, велик удельный вес вложений и пожертвований, получаемых от зарубежных сионистских организаций, от израильских и иностранных фирм. Иская Академия наук основана в 1959. Большая часть научных исследований подчинена целям милитаризации страны.
Среди крупных научных центров: Научно-исследовательский институт им. Вейцмана (основан в 1934, Реховот) - исследования в области медицины, математики, физики, ядерной физики, радиоспектроскопии, оптической спектроскопии, электроники, электротехники, приборостроения, пластмасс, общей биологии, вирусологии, генетики растений. Этим институтом совместно с Государственной комиссией по использованию энергии (основана в 1952, Тель-Авив) организован центр по изучению применения радиоизотопов в радиобиологии. Под руководством комиссии изучаются методы извлечения из пустыни Негев; комиссия располагает экспериментальными реакторами: ядерные исследования преследуют главным образом военные цели. Негевский научно-исследовательский институт (основан в 1956) изучает минеральные ресурсы пустыни Негев, ведет исследования по биологии растений и животных.
Минеральные ресурсы изучаются и в Геологическом институте, где составляются геологические карты. Институт нефти и геофизики (основан в 1957, Холон) проводит исследования по сейсмографии, гравиметрии, ведет разведку нефтяных месторождений. В с.-х. институте (основан в 1959, Реховот) ведутся работы по почвоведению, физиологии растений, механизации сельского хозяйства. Исследовательское учреждение при Технологическом институте ("Технион") в Хайфе осуществляет работы в области технологии машиностр |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 20:18:17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|