|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Идеология | Идеология (далее И) (от идея и ...логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе И всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.
Понятие И изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин "И" ввел в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси ("Элементы идеологии", 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто "идеология" - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твердые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об И писали Ж. Кабанис и другие поздние представители школы французского материализма и сенсуализма. В наполеоновской термин "И" приобрел пренебрежительный оттенок. "Идеологами" стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.
К. Маркс и Ф. Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-46) и позднейших работах под И понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов (И "...считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определенные мысли - таинством материального мира..." - Соч., 2 изд., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 83); 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдается за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что "...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления" (там же, т. 20, с. 97). Таким образом, действительность предстает в И в искаженном, перевернутом виде и И оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остается "...на почве действительной истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы научного анализа и критики И дает материалистическое понимание истории (см. Исторический материализм), согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. И подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.
В развитии И накапливается определенный запас понятий и представлений - мыслительный материал, и каждая новая И, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей И Поэтому в сфере И существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Вместе с тем, если в И "...люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни,- подобно тому как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни" (там же, с. 25). Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии - не просто случайные заблуждения, что И выполняет определенные социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.
К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин "И" к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия И в марксистской литературе. В. И Ленин расширил понятие И, введя категорию "научной И" и указав, что в предшествующих марксизму системах И имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 340, прим.), вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития, Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетенным массам в их борьбе, то есть стремится выразить интересы и практические задачи класса угнетенных с помощью научной теории и выработанных на ее основе лозунгов борьбы - программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как научная идеология. С разработкой концепции научной И само понимание И стало более цельным и завершенным, были обобщены и методы ее анализа на основе сочетания социального и гносеологического подходов. Поскольку И - духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях - как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологический подход при анализе и оценке идеологических явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной И имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе И всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности И, всесторонне разработанный в трудах В. И Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивный стремится строить свою И на основе более полного использования объективных знаний (например, буржуазия в период ее восходящего развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, которая может сильно видоизменяться под влиянием конкретных исторических условий, особенно в период добуржуазного развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы которого совпадают с объективными потребностями общественного развития, делают его заинтересованным именно в научной И, во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.
Научная социалистическая И противостоит реакционной И буржуазии, оправдывающей и обосновывающей необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих И отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность социальных систем капитализма и социализма.
Признание классового характера И не означает, что класс в целом творит свою И Как теоретически разработанное сознание класса И создается теми его представителями, идеологами, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И, а общественная психология данного класса, создающая определенную почву для распространения и усвоения его И Распространяясь в обществе и приспосабливаясь к уровню массового сознания, И соответствующим образом воздействует на него, влияет на общественную психологию. Анализируя механизм формирования и распространения научной И, Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной общественной мысли. Носителем научной И является передовой и сознательный авангард революционного рабочего класса - его политическая партия. Она вносит научную И в массы, в рабочее движение. Важнейший вывод Ленина состоит в том, что овладение массами научной И возможно лишь на основе их собственного политического опыта, когда они практически убеждаются, что данная И выражает их интересы. Напротив, реакционная И господствующего эксплуататорского класса навязывается массам системой отношений и политико-идеологическим аппаратом этого класса, средствами массовой информации и т. д. Экономически и политически господствующий класс естественно держит в своих руках и средства духовного производства. Поэтому господствующей И всегда является И господствующего класса. В эксплуататорском обществе революционная И завоевывает влияние в острой борьбе с господствующими в данном обществе идеями.
В условиях социализма господствующую роль играет научная марксистско-ленинская И, выступающая одним из факторов сплочения всего общества вокруг рабочего класса и его партии в интересах укрепления и дальнейшего развития социализма.
И выступает в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, эстетических и философских взглядов. В естественных науках идеологический характер носят философско-мировоззренческие выводы из их открытий, и потому естествознание также является ареной идеологической борьбы. Теории общественных наук сами выполняют идеологические функции, поскольку используются для решения возникающих социальных проблем, исходя из различных идеологических установок и ориентаций.
Буржуазные идеологи в борьбе против научного коммунизма предпринимают также попытки опровергнуть марксистско-ленинское понимание И Значительным влиянием на Западе пользуется концепция немецкого философа К. Манхейма ("И и утопия", 1929), который, заимствуя в искаженной форме идеи марксизма о социальной обусловленности всякой И, ложно истолковывал положения марксистской критики иллюзорного сознания. Он выступил с отрицанием познавательной ценности всякой И, рассматривая ее как совокупность идей, направленных на сохранение существующего порядка и поддерживаемых определенной общественной группой. Утверждения об иррациональности, мифологическом характере всякой И, принципиальное отрицание самой возможности научной И, широко используются в буржуазной литературе для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И явилась концепция "деидеологизации" (Д. Белл, "Конец идеологии", 1960), согласно которой современные развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими "технических решений", а не И, и потому влияние И якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергает эту концепцию. После 2-й мировой войны 1939-45 произошел резкий упадок влияния фашистской И в связи с военно-политическим разгромом фашистских держав. Однако реакционные империалистические круги стремятся возродить эту И в виде различных систем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм, антигуманизм, идеи милитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так и для либеральной буржуазной И является антикоммунизм - главное идейно-политическое оружие империализма. Разнообразные антивоенные, антиимпериалистические, национально-освободительные движения сопровождаются сложными идеологическими процессами, в которых отражается антиимпериалистическая направленность и социальная природа этих движений (некоторые течения "африканского социализма", И "новых левых" и т. д.).
Марксистско-ленинская И противостоит И буржуазной и ведет с ней непримиримую борьбу, ибо никакого "мирного сосуществования" с буржуазной И быть не может. Марксизм-ленинизм непримирим к любым попыткам ревизии научной И как справа, так и "слева". Борьба с буржуазной И и ревизионизмом в органичном сочетании с творческим развитием марксистско-ленинской теории составляет традицию марксизма-ленинизма. Давая научные ответы на кардинальные проблемы современного общественного развития марксистско-ленинская И выступает как теоретическая основа коммунистического движения, как могучее орудие революционного преобразования мира.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3: их же, Манифест Коммунистической партии, там же т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, Предисловие к 1-му изданию, там же, т. 23, гл. 1 §4; гл. 24, § 7; его же, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же, (Письмо) Л. Кугельману 11 июля 1868 г., там же, т. 32; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т.20, его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, (Письмо) Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же, т. 39; Ленин В. И, Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч.,5 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 6, его же, Письмо "Северному Союзу РСДРП", там же: его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41: его же, О значении воинствующего материализма, там же, т, 45; Плеханов Г. В., Основные вопросы марксизма, Избранные философские произведения, т. 3, М, 1957; К 100-летию со дня рождения В. И Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; Документы Международного совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5-17 июня 1969 г., М., 1969; Богданов А., Наука об общественном сознании, 3 изд., П. - М., 1923; Павлов Т., Теория отражения, пер. с болг., М., 1949; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959; Гак Г. М., Учение об общественном сознании в свете теории познания, М., 1960; Ядов В., И как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Тугаринов В., Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; Уледов А., Структура общественного сознания, М., 1968; Социология и идеология, М., 1969, раздел 1; Москвичев Л. Н., Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность, М., 1971; Mannheim ., Ideologie und Utopie, 3 Aufl., ./M., 1952; Aron R., L`opium des intellectuels, ., 1968; Wiatг ., Czy zmierzch ery ideologii, Warsz., 1966; Hahn Е., Ideologie, В., 1969.
В. Ж. Келле. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 09:42:46
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|