|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Зороастризм | Зороастризм (далее З) религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра, до середины 6 в. до н. э.). Священный канон З - "Авеста". Для З характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда, по имени которого З называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в З принадлежат дайвы (позже дэвы - "демоны") - натуралистические боги индоиранской религии (остались богами в Индии и у части Иранских племен), отличные от асур ("владыка", Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка. Главную роль в ритуале З играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты. Во главе сил добра в З стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнъю (Святой дух), во главе сил зла - враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнью (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог прямой соперник Ахурамазды. Маздеизм развивался в эпоху возникновения государственных образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно З, цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причем особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведет к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный З; основные орудия в борьбе со злом - "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело". Особое значение придается умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. З всегда был чужд аскетизм.
З окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах. После арабских завоевания З еще 3-4 века играл значительную роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения литературы З на среднеперсидском языке, в том числе обширная энциклопедия З - Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи З эмигрировали в Индию, их потомки - парсы. В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в З отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.
Источн.: Kent R. G., Old Persian, 2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. . West., v. 1-5, L., 1890-97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).
Лит.: Струве В. В., Родина За, "Советское востоковедение", 1948, т. 5, с. 5-34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Archiv orientáini", 1956, v. 24, № 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., religion de "Iran ancien, ., 1962. См. также лит. при ст. "Авеста", Заратуштра.
Э. А. Грантовский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 10:18:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|