Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Звуковое кино

Звуковое кино (далее З) производство и показ кинофильмов, изображение в которых, в отличие от "немых", сопровождается речью, музыкой, звуковыми эффектами (шумами).

  Попытки соединить (синхронизировать) изображение со звуком делались еще на ранней стадии существования кинематографа: использовался музыкальный аккомпанемент (пианино, оркестр и др.), привлекались актеры, которые синхронно с изображением воспроизводили речь, песни персонажей фильма. В конце 19 - начале 20 вв. предпринимались многочисленные попытки создать устройство для синхронного воспроизведения звука с показом фильма (кинетофон Т. Эдисона (США, 1899), хронефон Л. Гомона ( 1901), использование специальных граммофонных пластинок и др.). Только изобретение и совершенствование метода совмещения изображения и фотографической (позже звукозаписи на общем носителе - кинопленке - позволило достичь их синхронности при показе звукового фильма. Русские ученые А. Ф. Виксцемский в 1889 и И. Л. Поляков в 1900 впервые предложили схему воспроизведения фотографической записи звука посредством фотоэлемента и использования позитива фонограммы. Перспективным явилось также изобретение Ю. Лооста (США), разработавшего в 1906 систему фотографической записи звуковых колебаний на кинопленку. Практические системы З были созданы почти одновременно в СССР, США и Советские системы З с фотографической записью звука начали разрабатываться в 1926 в Москве группой изобретателей под руководством П. Г. Тагера (система "Тагефон") и в 1927 в Ленинграде под руководством А. Ф. Шорина. В системе Шорина фонограмма имела переменную ширину дорожки записи, в системе "Тагефон" - переменную оптическую плотность. Первая кинопрограмма с записью звука по системе Шорина показана в 1929. Первый советский полнометражный художественный фильм с записью звука по системе "Тагефон" - "Путевка в жизнь" (1931, режиссер Н. В. Экк).

  Разработка и внедрение в 50-х гг. 20 в. записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов. Широкие углы рассматривания цветных изображений создали т. н. эффект присутствия зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволившим создавать "пространственную звуковую перспективу": звук как бы "следует" за изображением его источника, вызывая иллюзию реальной действительности (см. Стереофоническая звукозапись).

  Техника съемки и показа звуковых фильмов иллюстрируется структурной схемой (см. рис.). Объект съемки фиксируется на кинопленку съемочным аппаратом. Звуковые колебания воспринимаются микрофоном и после предварительного усиления, регулировки уровня записи, последующего усиления поступают на аппарат записи, фиксирующий звук на отдельной ленте. Различные звучания (речь, музыка, шумы), записанные при производстве фильма, обычно располагаются на нескольких лентах (от 2 до 8 и более). После окончания монтажа кинофильма осуществляется перезапись звука: сигналы с речевых, музыкальных и шумовых фонограмм сводятся на одной фонограмме с необходимым соотношением уровней громкости. С негативов изображения и фонограммы, сдаваемых киностудиями на кинокопировальные фабрики, производится массовая печать (тиражирование) совмещенных позитивных копий фильма, поступающих затем в кинотеатры. В кинопроекционном аппарате совмещенная позитивная копия продвигается со скоростью, соответствующей в общем случае скорости съемки, и изображение проецируется на экран; фотографическая фонограмма переменной ширины или переменной плотности (см. Звукозапись), полученная перезаписью с фонограммы, пересекает световой поток лампы просвечивания в месте равномерного движения киноленты (в звуковом блоке) и изменяет (модулирует) его в соответствии с записанными звуковыми колебаниями. Фотоэлемент превращает падающий на него переменный световой поток в электрические колебания, которые после усилителя фототоков и усилителя воспроизведения поступают на громкоговоритель, установленный у экрана в зрительном зале кинотеатра. В случае звуковой дорожки воспроизведение звука осуществляется магнитной головкой вместо фотоэлемента.

  В З применяются: синхронная запись - запись звука одновременно со съемкой в павильоне и вне его (наиболее распространенный, сложный вид, требующий определенной акустики павильона, соблюдения режима тишины и пр.); предварительное и последующее озвучение с раздельной записью звука и изображения; дублирование звуковых фильмов - процесс изготовления новой фонограммы, обычно на др. языке; специальные виды звукозаписи, проводимые для получения особых эффектов (телефонный разговор, эхо, изменение высоты звука и пр.). Введение З явилось революционным этапом в развитии кинематографа как искусства, значительно выросли его идейно-художественные возможности, обогатился арсенал выразительных средств.

  Лит.: Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, М., 1949; Тагер П. Г., Из истории развития советского звукового кино, "Изв. АН СССР. Серия физическая", 1949, т. 13, №6; Высоцкий М. З., звукозапись кинофильмов, М., 1960; Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965; Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.

  М. З. Высоцкий.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 05:06:53