Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Закон (философ.)

Закон (далее З) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З (философ.) выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть З (философ.) Связь может быть необходимой и случайной. З (философ.) - это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это З (философ.) функционирования. Так, например, З (философ.) всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Наряду и в единстве с З (философ.) функционирования существуют З (философ.) развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой. "... Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 135). В системе объективного идеализма З (философ.) трактуется как выражение мирового разума, воплощенного в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма З (философ.) привносится познающим субъектом в реальный мир: разум дает законы природе. Например, согласно неопозитивизму, З (философ.) - это чисто логический феномен; З (философ.) не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью. Диалектический материализм исходит из того, что З (философ.) носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании. З (философ.) могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками - физикой, химией, биологией (например, З (философ.) естественного отбора); более общими (например, З (философ.) сохранения энергии, циркуляции информации), изучаемыми рядом областей знания, и всеобщими, универсальными (законы диалектики, например переход количественных изменений в качественные и др.), которые исследуются философией.

  Одни З (философ.) выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами (например, З (философ.) всемирного тяготения); другие З (философ.) не поддаются математическому выражению (например, З (философ.) естественного отбора). Различают также динамические и статистические З (философ.) Динамические З (философ.) выражают необходимую причинную связь, при которой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно. Зная начальное состояние той или иной системы (например, движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли), можно точно предсказать солнечное или лунное затмение. В отличие от динамической, статистическая закономерность представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы ее последующие состояния следуют не однозначно, а с определенной вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (например, выигрыша по лотерейному билету).

  Реализация З (философ.) зависит от соответствующих необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из З (философ.), из состояния возможности в действительность. В природе З (философ.) действуют как стихийная сила. Общественно-исторические З (философ.), будучи равнодействующей сознательных человеческих действий, есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие общественных З (философ.), так же как и З (философ.) природы, объективно: в основе исторического процесса лежит развитие способа производства.

  На основании познания З (философ.) достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных З (философ.) оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отраженные в мышлении З (философ.) составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его З (философ.) См. также Зомерность общественная.

  Л. Г. Спиркин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 17:49:23