Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Закономерность общественная

Закономерность общественная (далее З) объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.

  В домарксистской философии и социологии отдельные мыслители приходили к идее закономерного характера исторического процесса (Аристотель, идея детерминизма в истории французского философа Ж. Бодена, теория исторического круговорота итальянского мыслителя Дж. Вико, географический детерминизм французского философа Ш. Монтескье, французский философ Ж. Кондорсе, немецкий мыслитель И. Г. Гердер). Французский материализм, хотя и стоял в целом на идеалистических позициях в объяснении истории, в своеобразной форме также подошел к признанию З В 19 в. проблемы З разрабатывались в трудах французских историков эпохи Реставрации (О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо). Огромное значение для развития идеи З имели взгляды Г. Гегеля, который, по выражению Ф. Энгельса, "... первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). К пониманию закономерного характера истории пришел А. Сен-Симон; теорию трех стадий исторического развития дал основатель позитивизма О. Конт (
  Научное решение вопроса о З было дано впервые с позиций материалистического понимания истории. Выделение производственных отношений как первичных и материальных позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. Это явилось условием открытия З Как установил марксизм, в общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций, т. е. законы определяют основную линию развития общества, не охватывая и не предопределяя множества случайностей и отклонений; именно через эти случайности и отклонения необходимость пробивает себе дорогу как закон. В истории поэтому имеют место как динамические, так и статистические закономерности. В применении к массовым общественным явлениям уместно говорить о статистической закономерности, допускающей индивидуальные отклонения, через которые прокладывает себе дорогу тенденция. Если же рассмотреть общую линию исторического развития, то выражающая ее общесоциологическую закономерность выступает как динамическая. Критерием для выделения общего и повторяющегося в истории служит прежде всего понятие общественно-экономической формации. Марксизм отвергает неокантианское отрицание повторяемости в общественных явлениях и вместе с тем не абсолютизирует повторяемости. Наличие общих З предполагает своеобразие развития отдельных стран и народов, проходящих сходные этапы развития. Закономерный характер истории означает также поступательный характер ее развития, связан с идеей прогресса.

  Открытие З позволило представить развитие общества как естественно-исторический процесс. Законы развития общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто внешнее по отношению к ней. Отвергая фатализм и волюнтаризм в решении вопроса о соотношении объективных законов истории и сознательной деятельности людей, марксизм исходит из того, что люди сами творят свою историю при материальных и духовных предпосылках, унаследованных от предшествующих поколений, и определенных обстоятельствах. Но, опираясь на объективно существующую З, они находят в самой действительности источники и силы для ее преобразования, т. е. действуют активно.

  В истории существуют законы различной степени общности: общесоциологические, проявляющиеся на всех этапах человеческой истории (например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил); законы, действующие в определенной группе формаций (например, законы классовой борьбы в условиях антагонистических обществ); законы, свойственные лишь отдельным формациям (например, закон планомерного, пропорционального развития в условиях социализма).

  Признание З в марксизме означает также и возможность ее познания. По сравнению с познанием законов природы здесь имеет место ряд специфических черт, в частности познание З зависит от степени зрелости общественных отношений, оно в большей мере связано с интересами определенных классов. В самом методе познания существует ряд особенностей; в меньшей мере, чем в естествознании, возможен эксперимент и поэтому значительна роль теоретических методов познания. Однако с развитием средств познания в область общественных наук все активнее проникают точные методы исследования. Особенно велика роль содержательного качественного анализа социальных объектов, особого исследования требует вопрос об условиях и границах формализации и т. д. Поэтому марксизм выступает против позитивистской традиции механического переноса средств количественного анализа из области естествознания в область общественных наук.

  Познание законов общественного развития открывает возможность их использования в практической деятельности людей. В условиях антагонистических обществ использование З связано с борьбой классов. В социалистическом обществе возникают условия для сознательного использования объективных законов истории: здесь изменяется соотношение стихийности и сознательности в общественном развитии, возрастает возможность научного управления общественными процессами. Эта возможность используется коммунистической партией для выработки научно обоснованной политики развития всех сфер общества, для предвидения тенденций и направления общественного развития.

  Вопрос о З является одним из острых вопросов борьбы марксистской и буржуазной идеологий. Марксистской позиции в вопросе о З, подтверждаемой ходом исторического развития, противостоит ряд течений буржуазной философии и социологии, характерной чертой которых является или отказ от признания З, или отказ от возможности ее познания и использования. Позиция общественной науки относительно З в конечном счете неизбежно связана с классовой позицией. Признание З в марксизме является теоретической основой учения о закономерном характере социалистической революции, о неизбежности торжества коммунизма.

  Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 8-20; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, (Письмо) П. В. Анненкову, 28 декабря 1846, там же, т. 27; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, раздел 4, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 16-32, 267-96; его же, (Письма) Ф. А. Ланге, 29 марта 1865, там же, т. 31, И. Блоху, 21(22) сентября 1890, там же, т. 37, К. Шмидту, 5 августа 1890, там же, К. Шмидту, 12 марта 1895, там же, т. 39, В. Боргиусу, 25 января 1894, там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., t.1; его же. Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, гл. 6; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М. - Л., 1933; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Глезерман Г. Е., О законах общественного развития, М., 1960; Popper К. R., Misère del`historicisme, ., 1956; Aron R., Les désillusions du progrès, ., 1969.

  Г. М. Андреева.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 02:37:48