|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Законодательный процесс | Законодательный процесс (далее З) порядок деятельности высшего органа государственной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции. Для З в социалистических странах характерны: четкая юридическая регламентация; активное участие общественных организаций трудящихся; научная обоснованность законопроектов, обеспечивающая отражение ими объективных потребностей общественного развития; создание в итоге законов, выражающих коренные интересы и подлинную волю народных масс. В СССР З состоит из 4 стадий: 1) внесение законопроекта в Верховный Совет органом, обладающим правом законодательной инициативы; этому предшествует тщательная предварительная разработка законопроекта в государственном аппарате, научных учреждениях; важнейшие проекты подвергаются всенародному обсуждению; 2) обсуждение законопроекта в Верховном Совете СССР или Верховном Совете союзной (автономной) республики после доклада представителя органа, внесшего проект. В обсуждении участвуют обычно представители постоянных комиссий Верховного Совета, его депутаты, иногда специалисты, представители общественности; 3) принятие закона путем голосования. Закон считается принятым, если за него голосовало более 1/2 всех депутатов; конституционный закон принимается квалифицированным большинством (не менее 2/3); 4) опубликование принятого закона за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета в официальных органах - "Известиях Советов депутатов трудящихся" и "Ведомостях Верховного Совета СССР"; с опубликованием закона связаны его доведение до всеобщего сведения и его вступление в силу (см. Действие закона). В зарубежных социалистических странах З строится на аналогичных принципах.
В буржуазных государствах З характеризуется сосредоточением права внесения законопроектов в руках глав государства и правительства; под их контролем находится по существу и вся законодательная деятельность парламента. Огромную роль в З играют разного рода парламентские комитеты и комиссии (см. Комиссии парламентские), рассматривающие законопроекты по существу и зачастую предрешающие их дальнейшую судьбу. После принятия закона парламентом следует стадия его санкционирования главой государства, а в некоторых странах (например, во и стадия промульгации (т. е. решения главы государства об опубликовании закона). Только после этого следует опубликование принятого закона.
А. Ф. Шебанов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 21:23:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|