|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Заикание | Заикание (далее З) сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством ее нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. З чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. В редких случаях З может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Как правило, З возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще встречается у легко возбудимых, нервных детей. Различают три формы З по типу судорог, периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата. Наиболее ранняя и легкая - клоническая, при которой повторяются звуки или слоги слова (м - м - мячик, па-па - па - паровоз). Со временем она нередко переходит в более тяжелую - тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова (м- - -ячик, авт- - -обус). Встречается и смешанная форма З Иногда к судорогам речевых мышц во время речи или перед ее началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными.
Одной из причин функционального З являются чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, к декламации сложных стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию. Часто З возникает у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей. Возникновению З способствуют физические наказания, испуг. З может появиться и в результате подражания.
В школе З обычно усиливается: дети начинают переживать свой недостаток, к их речи предъявляются новые требования. Наивысшего развития З достигает обычно в юношеском возрасте и после 30 лет начинает ослабевать. Очень важно не пропустить у ребенка начала З При повторении им отдельных звуков или внезапных остановках речи в начале или середине слова необходимо обратиться к врачу-невропатологу и логопеду, т.к. З само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает со временем тяжелую, стойкую форму. Не следует фиксировать внимание ребенка на З, заставлять повторять трудные для него слова, т.к. это вызывает у него страх перед собственной речью, закрепляет З Полезен полный речевой покой (режим молчания) для выработки торможения патологических связей (в течение месяца ребенок шепотом говорит лишь в необходимых случаях). На этот срок исключаются чтение, разучивание стихов, сказок, посещение кино, театров, просмотр телевизионных передач. Для устранения З наряду с логопедическими занятиями проводят медикаментозное, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение. Большое значение придается регулирующему влиянию среды, поэтому ведется необходимая разъяснительная работа с членами семьи. Занятия по устранению З всегда проводятся в группах, т.к. необходима постоянная речевая практика в условиях коллектива. Содержание и формы логопедических занятий изменяются в зависимости от возраста заикающихся. На занятиях развивают навыки самостоятельной, свободной от З речи (от самых легких, доступных форм речи до сложных, обобщенных, развернутых сообщений). Для более полного устранения З необходимы спокойная обстановка в семье, правильное отношение к заикающемуся со стороны окружающих.
В СССР работа по устранению З проводится в специальных учреждениях: для детей дошкольного возраста - в специальных детских садах и специальных группах при массовых детских садах, а также в полустационарах; для школьников - на логопедических пунктах при школах, поликлиниках и психоневрологических диспансерах; для подростков и взрослых - в психоневрологических диспансерах амбулаторно или в специальных отделениях больниц стационарно. Преодоление З достигается лишь длительной систематической работой. З считается полностью устраненным, когда оно не проявляется даже в длительных беседах с посторонними.
Лит.: Левина Р. Е., К проблеме заикания у детей, "Дефектология", 1969, № 3; Чевелева Н. А., Исправление речи у заикающихся дошкольников, М., 1965.
Н. А. Чевелева.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 01:45:47
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|