Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Заграждения военные

Заграждения военные (далее З) искусственные препятствия и преграды, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий в целях нанесения потерь противнику, воспрепятствования продвижению или маневру его войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде, полетам авиации в околоземном пространстве и посадке самолетов (вертолетов) на суше. В зависимости от места применения З бывают наземные, морские (озерные, речные) и воздушные; по способу действия - взрывные, невзрывные и комбинированные. З могут использоваться во всех видах боя и операций. Наибольшее применение имеют взрывные заграждения (см. Мины наземные, Мины морские). В обороне создается система различных видов З

  Наземные З делятся на противотанковые, противопехотные, противотранспортные и противодесантные. К противотанковым относятся: противотанковые минные поля, отдельные мины, фугасы, эскарпы, контрэскарпы, противотанковые рвы, воронки в грунте, деревянные и металлические надолбы, лесные и каменные завалы, барьеры, металлические ежи, ловушки, снежные валы, затопления местности, пожары, препятствующие движению войск. К противопехотным З относятся: противопехотные минные поля, фугасы, мины-сюрпризы, земляные валы, рвы, волчьи ямы (углубления в земле в виде усеченного конуса), засеки, завалы, проволочные заборы, сети-спирали, рогатки, ежи, силки, петли, проволока внаброс, электризуемые и водные препятствия, огневые валы и др. К противотранспортным З относятся: противотранспортные мины, фугасы, применяемые для разрушения полотна и шоссейных дорог, мостов, тоннелей и дорожных сооружений, перекапывание дорог, устройство завалов, баррикад, надолб, воронок на дорогах, минирование полотна дорог. Противодесантные З устраиваются против воздушных и морских десантов. Для противодействия воздушным десантам применяются противотанковые, противопехотные и др. мины, а также валы, ямы, столбы, камни, канавы, проволочные сети, ежи, рогатки. Против высадки морских (озерных, речных) десантов, а также для противодействия противнику в форсировании водных преград устраиваются взрывные и невзрывные заграждения на берегу и в воде, которые затрудняют подход к берегу и выход на берег десантно-высадочных средств и десантов противника.

  Морские (озерные, речные) З применяются для воспрещения прохода судов противника по морским (озерным) коммуникациям, фарватерам, рекам, каналам, а также для затруднения проникновения его кораблей, подводных лодок, торпед и др. плавучих средств в гавани, порты, на рейды и к местам высадки морских (озерных, речных) десантов. При устройстве таких заграждений используются контактные и неконтактные морские (речные) мины, плавающие боны, тросовые сети, надолбы, ряжи, эстакады и т.п.

  Воздушные З применяются для воспрепятствования полетам самолетов и др. летательных аппаратов противника в околоземном пространстве. В качестве воздушных З используются аэростаты воздушного заграждения и др. Средства для прикрытия подступов к важным объектам с целью помешать действиям авиации противника на малых высотах и затруднить бомбометание с пикирования.

  З имеют многовековую историю. В качестве наземных З с древнейших времен широко применялись земляные валы, рвы, волчьи ямы, каменные стены, деревянные палисады, лесные засеки и завалы, затопления местности; морских З - эстакады, ряжи, надолбы и др. средства. В 18 в. для устройства З постепенно начинают применяться взрывчатые вещества, а при обороне Севастополя 1854-55 - наземные мины. Во время русско-японской войны 1904-05 при обороне Порт-Артура русские войска применили противопехотные мины, полевые фугасы, взрываемые электрическим способом, электризованные проволочные препятствия. Большое распространение различные З получили во время 1-й мировой войны 1914-18, особенно минирование местности, создание сплошных полос проволочных заграждений. Русские военные инженеры - Грицкевич, Драгомиров, Ревенский и др. разработали в ходе этой войны ряд конструкций новых противопехотных и противотанковых мин, которые были успешно использованы при устройстве заграждений. В Англии, Италии и для защиты Лондона, Венеции и Парижа в 1916 впервые были применены противосамолетные заграждения в виде аэростатов воздушного заграждения. Перед 2-й мировой войной 1939-45 в укрепленных районах европейских государств и при строительстве укрепленных линий Мажино ( Маннергейма (Финляндия), Зигфрида ( и др. Широко использовались металлические, бетонные, гранитные надолбы, противотанковые рвы, проволочные сети, затопления и заболачивание местности, лесные завалы, устанавливались минные поля и фугасы. Во время 2-й мировой войны 1939-45 и особенно Великой Отечественной войны 1941-45 широкое применение во всех видах боя нашли взрывные заграждения. Для их устройства в битве под Москвой советские войсками впервые в 1941 стали применяться подвижные отряды заграждения, которые в последующем успешно использовались в др. операциях. За время войны Советской Армией было израсходовано более 70 млн. различных мин, в том числе около 30 млн. противотанковых. Одновременно с минированием местности применялись невзрывные З

  В послевоенное время значительное развитие получили средства, применяемые для устройства различных З, особенно взрывных. Для этой цели могут быть использованы ядерные подрывные устройства (ядерные фугасы), а также наземные (подземные) взрывы ядерных боеприпасов.

  Лит.: Карбышев Д. М., Избранные научные труды, М., 1962; Иволгин А. И., Развитие и применение минно-подрывных средств, 2 изд., М., 1956; Балуев В. К., Развитие военно-инженерной электротехники, М., 1958.

  Г. Ф. Самойлович.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 13:29:32