Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Жерико Теодор

Жерико (далее Ж) (Géricault) Теодор (26.9.1791, Руан, - 26.1.1824, Париж), французский живописец и график. Учился у К. Берне (1808-10) и П. Герена (1810-11), испытал влияние А. Гро. Сохранив от классицизма тяготение к обобщенно-героизированным образам, Ж. впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с ее отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий темный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. В 1816-17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, четкость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства - "Плот Медузы" (1818-19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс; придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объемов, напряженными контрастами света и тени. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности; в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключен истинный гуманизм Ж. В 1820-21 в Англии Ж., пораженный своеобразием ее облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая ее социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив - повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Ж. - один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы.

  Лит.: Ж о себе и современники о нем, пер. с франц., М., 1962; Прокофьев В. Н., Теодор Ж, М., 1963; Berger К, Géricault et son oeuvre, ., 1968.

  В. С. Турчин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 15:29:16