Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Железнодорожный узел

узел (далее Ж) пункт на пересечении нескольких ж.-д. линий, представляющий собой сложный комплекс разнообразных технических сооружений и устройств. Основные сооружения Ж: сортировочные, грузовые и пассажирские станции, соединительные пути между отдельными станциями, обходные пути, станционные сооружения для пассажиров, депо, технические станции для ремонта и экипировки составов и др. Современные Ж располагают устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики, электронно-вычислительной техникой, позволяющими автоматизировать основные технологические процессы. По характеру выполняемых работ и условиям эксплуатации различают Ж: транзитные, транзитные с большим объемом перегрузочной работы и конечные. Кроме того, имеются промышленные Ж, обслуживающие крупные промышленные предприятия или районы, и портовые Ж в районе морских или крупных речных портов. Ж сооружают с одной (рис. 1) или несколькими станциями, технологически связанными между собой. Расположение станции может быть крестообразным (рис. 2), треугольным, параллельным, последовательным, радиальным, кольцевым (рис. 3), а также комбинированным (рис. 4) и тупиковым. В крупных узлах пересекаются от 5 до 10 линий. В СССР в 1970 насчитывалось свыше 500 Ж

  Лит.: Технические указания по проектированию станций и узлов на дорогах общей сети Союза ССР, М., 1961; Савченко И. Е., 3емблинов С. В., Страковский И. И., станции и узлы, 2 изд., М., 1967.

  Г. А. Литвин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 17:19:02