| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Железнодорожный вокзал |  | вокзал  (далее Ж)здание или комплекс зданий, сооружений и устройств на остановочных пунктах ж.-д. транспорта, предназначенный для обслуживания пассажиров, управления движением поездов и размещения служебного персонала. В некоторых  вокзал в значительном объеме осуществляются грузовые, почтовые и багажные операции.  вокзал всегда является частью ж.-д. станции и т. н. вокзального комплекса, в который, помимо пассажирского здания, входят привокзальная площадь и перрон. Объем работы  вокзал характеризуется его пропускной способностью и единовременной вместимостью (см. Вокзал). По вместимости  вокзал подразделяются на малые (до 200 пассажиров), средние (от 200 до 900), большие (от 900 до 1500), внеклассные (свыше 1500). В зависимости от расположения пассажирского здания по отношению к перрону различают  вокзал: берегового типа, для которых характерно наличие транзитных (сквозных) путей и промежуточных платформ; тупикового типа, размещаемые в торце ж.-д. путей; островного типа, располагаемые между ж.-д. путями. На  вокзал берегового и островного типов для связи основных пассажирских помещений с платформами, отделенными от здания вокзала путями, устраиваются пешеходные туннели или мостики. В первом случае высота спуска и подъема по лестницам - 3,5-4,0 м, во втором - 6,0-7,0 м. 
 Во всех  вокзал должно быть обеспечено разделение встречных и пересекающихся потоков пассажиров, а также путей движения пешеходов и транспорта. Это достигается последовательным расположением основных групп помещений, а также использованием распределительных залов-конкорсов, в том числе подземных, расположенных под ж.-д. путями (как на  вокзал в Риге) или надземных, поднятых над ж.-д. путями (как на  вокзал в Челябинске). Иногда встречаются сочетания этих двух способов ( вокзал в Киеве).
 
 Основное здание  вокзал обычно состоит из 3 зон (групп помещений): операционной зоны (вестибюли, кассовые залы, справочные, помещения приема и выдачи багажа, почта-телеграф и пр.); зоны ожидания и попутного обслуживания (залы и комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка, залы ресторанов и кафе, торговые киоски и пр.); зоны служебно-технических и подсобно-вспомогательных помещений. Большие  вокзал оборудуются билетопечатающими машинами и кассами-автоматами, системой телевизионных справочных бюро и световых табло, извещающих о прибытии и отправлении транспорта. Транспортировка и перегрузка багажа механизированы. Значительная часть малых и средних  вокзал в СССР строится по типовым проектам. Для больших и внеклассных вокзалов, как правило, требуются индивидуальные решения.
 
 Для упорядочения обслуживания непрерывно растущих потоков пассажиров и облегчения условий пересадок  вокзал часто объединяются с пассажирскими зданиями и сооружениями др. видов транспорта, образуя объединенные вокзалы (главным образом  а также кооперируются с учреждениями культурно-бытового обслуживания (гостиницами, кафе-ресторанами, туристскими агентствами и пр.). В зарубежной практике  вокзал нередко объединяются с различными учреждениями (почтамтами, торговыми центрами, универсальными магазинами), большими автостоянками и гаражами, крупными административными и др. комплексами зданий массового посещения. В связи с этим возрастает роль  вокзал в архитектурно-планировочной структуре города и в формировании его облика.
 
 Планировочная схема  вокзал сложилась уже в 1860-х гг.: вестибюль и кассовый зал - в центральном объеме с повышенным порталом главного входа, залы ожидания и служебные комнаты - в боковых крыльях. Применение металлических конструкций позволило создавать в  вокзал обширные помещения зального типа, которые оказывали большое влияние на его архитектурный облик ( вокзал Сент-Панкрас в Лондоне, 1868-74, архитекторы Дж. Г. Скотт, У. Барло; АнхальтскийЖв Берлине, 1871-82, архитектор Ф. Швехтен, разрушен). Фасады и интерьеры  вокзал 19 - начале 20 вв. нередко получали пышную декоративную отделку в эклектическом духе ( вокзал в Одессе, 1879-83, архитектор В. А. Шретер, разрушен). Архитектурный облик современных  вокзал формируют главным образом крупные объемы операционных залов, для перекрытия которых используются преимущественно большепролетные сборные или монолитные  конструкции. См. также Вокзал.
 
 
 
 Лит.: Васильев Е. В., Щетинин Н. Н., Архитектура  вокзалов, М., 1967; Голубев Г. Е., Анджелини Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы, М., 1967.
 
 Г. Е. Голубев.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:09:19 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |