| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Единая транспортная сеть СССР |  | Единая транспортная сеть СССР (далее Е) совокупность всех видов транспорта, обслуживающих сферу обращения, т. е. обеспечивающих доставку продукции из пунктов ее производства в места потребления, а также осуществляющих перевозки пассажиров. Социально-экономическое единство транспортной сети СССР определяется общественной государственной собственностью на все основные виды транспорта, что позволяет развивать их по единому народно-хозяйственному плану. В состав Е. т. с. СССР входят: ж.-д., речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт (нефте- и продуктопроводы, газопроводы), а также высоковольтные линии электропередачи.  Е. т. с. включаются также подвижной состав и все устройства, необходимые для совершения перевозок. Поэтому правильнее говорить не о Е. т. с., как это принято, а о единой транспортной системе. В Е. т. с. каждому виду транспорта отводится та сфера, где применение его дает наибольший эффект. На это направлена и транспортная политика социалистического государства. Вопрос о том, как наиболее эффективно перемещать энергоносители - перевозить ли универсальными видами транспорта твердое и жидкое топливо или перемещать по трубам жидкое и газообразное топливо, сжигать ли топливо на месте и передавать электроэнергию по проводам,- решается комплексно. Этим, в частности, объясняется включение в состав Е. т. с. не только трубопроводного транспорта, но и высоковольтных линий электропередачи. 
 В СССР создан мощный воздушный транспорт, развитый автомобильный и газопроводный транспорт, а в городах - троллейбусный транспорт и метрополитен. Во много раз возросла сеть магистральных нефте- и газопроводов и автомобильных дорог с твердыми покрытиями. Почти вдвое увеличилась и сеть ж. д. общего пользования. В результате более быстрого развития новых видов транспорта существенно меняется удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте СССР по сравнению с довоенным периодом (см. табл.).
 
 Во внутреннем грузообороте решающую роль играет ж.-д. транспорт. Это объясняется физико-географическими, экономическими и историческими особенностями развития СССР. Однако в перспективе, по мере дальнейшего развития новых видов транспорта, удельный вес ж.-д. будет постепенно снижаться.
 
 Важной задачей Е. т. с. СССР является дальнейшее улучшение координации работы отдельных видов транспорта: более рациональное распределение перевозок между ними, улучшение организации смешанных перевозок с участием нескольких видов транспорта на основе создания единых технологических процессов работы, в первую очередь в пунктах стыка разных видов транспорта.
 
 Лит.: Шафиркин Б. И., Единая транпортная сеть и взаимодействие различных видов транпорта., М., 1970. См. также лит. при ст. Транспорт.
 
 Е. Д. Хануков.
 
 
 Структура грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта СССР., %<
   | Виды
 
 транспорта
 
 | Удельный вес
 
 |   | В грузо
 обороте
 
 | В пассажиро
 обороте
 
 |   | 1940
 
 | 1970
 
 | 1940
 
 | 1970
 
 |   | 
 | 85,1
 
 | 65,1
 
 | 92,2
 
 | 48,4
 
 |   | Морской
 
 | 4,9
 
 | 17,1
 
 | 0,8
 
 | 0,3
 
 |   | Речной
 
 | 7,4
 
 | 4,5
 
 | 3,6
 
 | 1,0
 
 |   | Автомобильный
 
 | 1,8
 
 | 5,8
 
 | 3,2
 
 | 36,1
 
 |   | Воздушный
 
 | -
 
 | 0,1
 
 | 0,2
 
 | 14,2
 
 |   | Нефтепроводный
 
 | 0,8
 
 | 7,4
 
 | -
 
 | -
 
 |  * По грузообороту включая транспорт всех видов и организаций, а также колхозов, по пассажирообороту - автотранпорт общего пользования.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 16:56:12 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |