|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Евангелия | Евангелия (далее Е) (от греч. еuangélion, буквально - благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе. Е разделяются на канонические, т. е. включенные церковью в состав Нового завета, и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Е - один из главных источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Е либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов. Канонических Е четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ которых в общих чертах совпадает, называются синоптическими (от греч. sýnopsis - совместное обозрение); четвертое Е, сильно отличающееся от синоптических, Е Иоанна. Из синоптических Е наиболее краткое - Марка. Е Марка послужило источником для Е Луки и Матфея. Помимо того, в Е Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно называется в научной литературе Q, от нем. Quelle - источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е Иоанна - самое позднее из канонических, однако некоторые современные ученые (например, В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относительной древности способствовало то обстоятельство, что именно это Е содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей; см. Мертвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Е спорен. Как церковная традиция, относящая Е Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда исследователей (например, советского исследователя Р. Ю. Виппера), по которой Е возникли после середины 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е некоторых намеков на иудейское восстание 66-70 следует, что Е появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Е Иоанна, датируемый около 125. Скорее всего Е складываются на рубеже 1-2 вв. (некоторые места из Е использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период; Е Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четверти 2 в.). Место составления Е также дискуссионно. Канонические Е не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины; Е Марка содержит значительное число латинизмов (христианский богослов рубежа 2-3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме); возникновение Е Матфея и Иоанна в научной литературе связывают обычно с Сирией (вопреки церковной традиции, относящей написание Е Иоанна к Эфесу); запись Е Луки относят к разным местам - от Кесарии до Рима. Авторы Е неизвестны, а церковная традиция о них (в частности, приписывающая авторство Е Иоанна "любимому ученику" Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е предшествовали недошедшие записи так называемых логий (речений Иисуса Христа), которые могли быть составлены по-арамейски (среди апокрифических Е, найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Е Фомы: это Е содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с каноническим текстом), но никакого рассказа о его "земной биографии"); "предъевангелие", состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.
В Е отразилось различие в тенденциях разных политических и этнических групп. В Е Луки больше звучит осуждение богатых, в нем содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Е Матфея теснее связано с первоначальной еврейской средой, в которой складывалось христианство, тогда как Е Луки избегает еврейской терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языческой среды. В Е Иоанна, вероятно, нашли отражение некоторые идеи гностицизма, чуждые синоптическим Е, оно во многом "рационализировано" - освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.
Научная критика выявила большое количество противоречий как между разными Е (особенно между Е Иоанна и синоптическими), так и внутри отдельных Е Например, по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3-4 года, а по Марку - 1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке - "на ровном месте". Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Е Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: "Блаженны миротворцы", с другой - в уста Иисуса вложены слова: "Не мир пришел я принести, а меч"; в том же Е брак объявляется нерасторжимым ("что бог сочетал, того человек да не разлучает"), вместе с тем обещается "жизнь вечная" тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Е Луки выражены социальные требования бедноты - блаженство обещается "нищим" (в русском переводе текст искажен: дано "нищие духом") и "алчущим", то в соответствующих местах Е Матфея идет речь о "нищих духом" и "алчущих и жаждущих правды", т. е. проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Е, касающиеся природы, быта и общественных институтов Палестины (например, упоминание Лукой двух первосвященников - Анны и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).
В Е нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е Матфея и Е Луки): "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...", "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать" и т.п. Е сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле.
Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господствующей церкви и социального неравенства.
Призывы Е к смирению и терпению используются и ныне церковью буржуазных государств в интересах классового мира и укрепления устоев империализма.
Лит.: Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibelius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tübingen, 1961; Hartke ., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1-2, В., 1961; см. также лит. при ст. Библия.
А. П. Каждан. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 11:31:40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|