|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Дьюи Джон | Дьюи (далее Д) (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, - 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма. Окончил Вермонтский университет (1879). Профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского (1904-30) университетов. Д. развил новый вариант прагматизма - инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактуется Д. в духе бихевиоризма как сложная форма поведения, в конечном итоге - средство борьбы за биологическое выживание. Истина определяется не как соответствие объективной действительности, а как практическая эффективность, полезность. Помимо неизменных истин, Д. отвергает существование и неизменных этических норм, объявляя успех, практическую целесообразность критерием нравственности. Мораль, как и наука, составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиционные формы религии, Д. выдвигал на их место свою "натуралистическую", или "гуманистическую", религию (вид богостроительства). Эстетическое сводится Д. к чувственному ("искусство - это жизнь") и трактуется как всякое выражение гармонии, равновесия между организмом и средой.
В социальной области Д. выступал как идеолог буржуазного либерализма и "американского образа жизни". Идеям классовой борьбы он противопоставлял идеи классового сотрудничества и "мелиоризма", т. е. постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе Д. отводил реформам в области педагогики). Возглавляемая Д. "Лига независимого политического действия" активно участвовала в антисоветской пропаганде. В годы 2-й мировой войны 1939-45 Д. выступал с позиций буржуазного либерализма против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой.
Цель теории воспитания Д. - формирование личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям" в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Д. подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластический характер обучения и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение "путем делания", т. е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Д. является идеологом так называемой педоцентрической теории и методики обучения (см. Педоцентризм), согласно которой решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания умаляется и сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. В методике Д. наряду с трудовыми процессами непомерно большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. противопоставляет развитие их индивидуальности.
Особое внимание Д. уделял воспитанию у детей преданности буржуазной демократии. Большое значение он придавал роли семьи в воспитании и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. С этой целью им была организована "Ассоциация родителей и учителей".
Педагогические идеи Д. оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло свое выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг. Д. неоднократно выезжал в разные страны (Китай, Японию, Мексику, Англию, Турцию) для распространения своих педагогических идей; в 1928 посетил СССР.
Соч.: Reconstruction in philosophy, . ., 1920; Ideals, aims and methods of education, L., 1922; Experience and nature, Chi.-L., 1925; The quest for certainty, . ., 1929; Human nature and conduct, . ., 1930; Individualism old and new, L., 1931; Art as experience, . ., 1934; Democracy and education, . ., 1934; Logic. The theory of inquiry, . ., 1938; Problems of men, . ., 1946; Experience and education, . ., 1948; в рус. пер. - Психология и педагогика мышления, 2 изд., Берлин, 1922; Введение в философию воспитания, М., 1921; Школы будущего, М., 1922; Школа и ребенок, 2 изд., М.-П., 1923; Школа и общество, М., 1925.
Лит.: Кроссер П., Нигилизм Дж. Д, пер. с англ, М., 1958; Богомолов А., Англо-американская буржуазная философия, М., 1964; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; Geiger G. R., J. Dewey in perspective, . ., 1958; Deledalle G., L"idée d"expérience dans la philosophiе de J. Dewey, (., 1966); Bernstein R. J., J. Dewey, . ., 1967; Somjee A. Н., The political theory of J. Dewey, . ., (1968); Claparеde Ed., pédagogic de J. Dewey, Nchât.-., 1913; Rippe ., Die ädagogik J. Deweys..., (s. 1.), 1934; Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939; Schilpp . A., The philosophy of J. Dewey, Evanston-Chi., 1939; Thomas M. ., J. Dewey. A centennial bibliography, Chi., 1962.
Б. Э. Быховский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 19:22:51
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|