|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Дух | Дух (далее Д) философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Д, является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть "высший цвет" материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Д является идеализмом, спиритуализмом. Идея Д, играющая центральную роль в идеалистических учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персоналистические концепции). В рационалистических философских системах Д по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Д, рассматриваются его немыслительные аспекты - воля, чувство, воображение, интуиция и т.д.
Первоначально в Древней Греции понятие Д (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так, пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у Анаксимена и др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием - он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в темную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие Д получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д в античности, библейско-христианская традиция представляет Д как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание Д как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.). Интеллектуалистическую сторону Д особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного Д; Г. Гегель построил философию мирового Д, выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Д как целостности (романтизм) и иррационалистических трактовок Д (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д - это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.
В марксистской философии понятие Д употребляется обычно как синоним сознания.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 10:22:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|