| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Док |  | Док (далее Д) (англ. dock), 1) сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Д оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха,  и др., для ремонтных или строительных работ. Различают Д сухие, наливные и плавучие. Сухой Д (рис. 1) сооружается на защищенной от волнения акватории и представляет собой отделяемую от нее с торца затвором водонепроницаемую камеру. Стены и днище сухих Д обычно бетонные или  реже - из металла и камня. При постановке в сухой Д судно вводят в камеру и устанавливают над опорами, закрывают затвор, осушают камеру и судно садится на опоры. Вывод судна из Д производится в обратной последовательности. Ширина сухого Д может достигать 70 м, длина - 500 м. 
 Наливной Д (рис. 2) отличается от сухого тем, что суда устанавливаются на площадках, расположенных выше уровня воды. При постановке в наливной Д судно вводится в канал, находящийся между площадками; после закрытия затвора в камеру Д наливается вода, судно устанавливается над опорами и при спуске воды садится на них. Устройство второго затвора в береговой торцевой стенке и рельсовых путей для перемещения судов на тележках с заводской площадки и обратно превращает наливной Д в Д-камеру, используемую для спуска судов на воду и подъема их из воды. Наливные Д и Д-камеры рассчитываются на суда средней величины.
 
 Плавучий Д (рис. 3) состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого (стапель-палубе) установлены опоры для судов, и двух (иногда одной) продольных башен. При заполнении водой отсеков понтона и нижней части башен Д притапливается и в него вводится судно. При откачке воды из отсеков Д всплывает вместе с судном, севшим на опоры. Плавучие Д обычно строят из стали, реже - из  и дерева. Длина крупных плавучих Д 250-300 м, ширина по стапель-палубе - свыше 45 м, подъемная сила достигает 100 тыс. т. Разновидность плавучих Д - транспортные Д, служащие для перевозки судов. К плавучим Д относится и комплекс Д-матки с несколькими Д-понтонами. Д-понтон погружается и всплывает совместно с Д-маткой, а при повторном погружении Д-матки остается на плаву вместе со стоящим на его опорах судном.
 
 2) Искусственный портовый бассейн с затвором, служащий для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой и прочего в районах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
 
 Лит.: Вахарловский Г. А., Кучерявенко П. Ф., Бузик В. Ф., Современные доковые сооружения для крупных и средних судов, Л., 1968; Металлические плавучие доки, Л., 1964.
 
 Г. Н. Финкель.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:12:44 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |