|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Диспетчеризация | Диспетчеризация (далее Д) централизация (концентрация) оперативного контроля и координация управления производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятий для достижения наивысших технико-экономических показателей, выполнения графиков работ и производственной программы. Д направлена на обеспечение равномерности загрузки всех звеньев предприятия, непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов основного производственного цикла, бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих участков. Вследствие изменения состава производимой продукции, корректив, вносимых в методы и технологию ее изготовления, разного уровня выполнения программы различными рабочими и производственными участками, а также в связи с перебоями из-за ремонта оборудования, нарушения графика поставки материалов и т.п. нарушаются предварительно установленные пропорции и ритм. В задачу Д входит регулирование процесса производства с целью восстановления действующих или установления новых пропорций и ритма работы предприятия. Д охватывает контроль и управление технологическими процессами, контроль и оперативное распределение материальных и энергетических ресурсов, транспортных средств, учет работы машин и механизмов, повышает безопасность и точность движения транспорта. Способствуя предотвращению простоев оборудования и потерь рабочего времени и выполнению заказов в срок, Д оказывает положительное влияние на экономику производства.
Простейшая форма диспетчерской службы возникла в период промышленной революции 18-19 вв. в связи с переходом от кустарного и полукустарного к фабрично-заводскому производству. Первоначально основной функцией диспетчерской службы было распределение рабочей силы, сырья и материалов и учет готовой продукции. С развитием крупносерийного и поточно-массового производств, с возникновением производственных связей между смежными предприятиями, созданием крупных промышленных и энергетических объединений, а также быстрым совершенствованием транспорта Д стала необходимой для оперативного руководства сложным комплексом технологических процессов, взаимодействия отдельных звеньев транспортных систем. Примитивная диспетчерская служба уступила место современной Д, основанной на совершенных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики, промышленного телевидения, телемеханики и вычислительной техники. Д стала одним из важнейших средств управления в промышленности, энергетике, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и др. (см. Автоматизация производства).
Структура Д зависит от характера и масштаба объекта управления. Простейшая в современном понимании Д осуществляется главным образом с помощью диспетчерской двусторонней телефонной связи с объектами. Небольшие предприятия, строительные площадки располагают обычно одним диспетчерским пунктом. На крупных объектах с разветвленной или многоступенчатой структурой (например, энергосистема) действуют несколько местных диспетчерских пунктов и один центральный, координирующий их деятельность.
Д в энергетике осуществляет оперативное управление электростанциями, подстанциями, линиями электропередачи и отдельными крупными установками потребителей. Диспетчерская служба призвана обеспечить бесперебойность и надежность работы энергосистемы, распределение электроэнергии в соответствии с графиком нагрузки, поддержание установленных для энергосистемы параметров (напряжение, частота в электросети, температура и давление пара и температура воды в тепловых сетях), максимальную экономичность работы энергосистемы в результате оптимального использования различных источников энергии: тепловых, гидроэлектрических, и др. электростанций, теплоэлектроцентралей, центральных котельных и т.д. Диспетчер энергосистемы контролирует и координирует совместную работу нескольких электростанций и электрических сетей в рамках одной энергосистемы. В зависимости от масштаба системы управление ею может быть сосредоточено на одном диспетчерском пункте либо на нескольких, деятельность которых координируется с центрального диспетчерского пункта (см. Единая электроэнергетическая система). Любые изменения режима и состояния элементов энергосистемы (включение и отключение линий электропередачи, остановка и пуск агрегатов на электростанциях, покрытие пиковых нагрузок, доставка топлива, проведение профилактических работ и т.п.) возможны только с ведома и по указанию соответствующего диспетчера. Информация о состоянии объектов поступает к диспетчеру от дежурных операторов, инженеров, техников-смотрителей, контролеров либо собирается, регистрируется и обрабатывается автоматизированными системами сбора и обработки данных (см. Автодиспетчер). Полученная информация отображается различными средствами индикации и сигнализации на пульте диспетчера, на экранах контрольных телевизионных установок и специализированных устройств отображения. Диспетчерские пункты крупных энергосистем, как правило, оснащаются электронными управляющими машинами.
Промышленные предприятия (группы предприятий) с непрерывным производственным процессом, ход которого может быть описан математически, используют логические устройства или управляющие вычислительные машины для автоматической обработки поступающей информации. Несколько иные задачи Д предприятий с дискретным производственным процессом, главным образом потому что даже изделие средней сложности содержит десятки, а иногда и тысячи деталей с различной технологией изготовления. Математическое описание таких процессов с целью автоматизации всего производственного цикла очень сложно. В этом случае в задачу диспетчерской службы входит не только контроль работы конвейеров и поточных линий (выпуск конечного продукта), но и обязательно координация деятельности всех участков, цехов, отделов, лабораторий, складов, вплоть до вспомогательных служб, обеспечивающих ритмичную, высокопроизводительную работу главного конвейера.
При производстве особо сложной продукции, представляющей собой крупные агрегаты и промышленные комплексы, в изготовлении которых участвуют несколько самостоятельных предприятий (смежных, кооперированных), часто разных отраслей промышленности при участии научно-исследовательских и проектных организаций, возникла новая форма Д - межзаводская. Такая диспетчерская служба широко использует, наряду с обычной документацией и техникой, метод сетевого планирования и управления. Одно из направлений развития Д предусматривает сочетание регулирования процессов с выбором оптимального распределения операций по станкам, агрегатам, линиям, что позволяет снизить время переналадки оборудования и повысить производительность труда. Любой перебой в производстве фиксируется средствами Д, и ответственность за потери, связанные с нарушением производственного процесса, возлагается на звенья, по вине которых возник этот перебой. Дальнейшее совершенствование Д позволит освободить руководителей производства (мастеров, начальников цехов) от трудоемкой работы по обеспечению производства сырьем, материалами и полуфабрикатами, регулированию хода изготовления продукции и т.п. и сосредоточить их внимание на работе с коллективом трудящихся, решении технических, организационных и экономических задач.
Структура и организация диспетчерской службы на автомобильном, воздушном, водном и ж.-д. транспорте вследствие специфики отдельных видов транспорта и различий в их технической оснащенности значительно отличаются от диспетчерской службы на промышленном предприятии; имеет общую для всех видов транспорта цель: обеспечить надежность и бесперебойность перевозок пассажиров и грузов. Особенность Д на транспорте - непрерывное изменение обстановки на линиях, на начальных и конечных пунктах, значительная изменяемость графиков движения и загруженности транспортных средств в течение суток, месяца, года, что связано с сезонностью в работе отдельных отраслей промышленности, продолжительностью рабочего дня, периодом отпусков, дачным сезоном, загородными поездками в выходной день, состоянием погоды на трассе и т.д. Основные задачи Д на транспорте: непрерывный контроль состояния подвижного состава, его технической готовности, состояния графиков погрузочно-разгрузочных работ и соблюдения расписания движения; обеспечение пассажиров билетами и необходимой путевой информацией. На крупных ж.-д. узлах, в аэропортах, речных и морских портах Д предусматривает создание нескольких диспетчерских пунктов, работа которых координируется главным диспетчером с центрального пункта, оснащенного современными средствами радио- и телефонной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники. Отдельные диспетчерские пункты, как правило, организуют в районе погрузочно-разгрузочных работ, при билетных кассах, в депо, гаражах, на стоянках автобусов, при вспомогательных службах на пунктах связи и т.п.
Д в строительстве осуществляется при помощи современных средств связи, автоматического учета и контроля. В задачи строительной диспетчерской службы входят: контроль выполнения оперативных планов строительства и своевременного обеспечения строительства рабочими, материалами, конструкциями, строительными машинами, транспортом; согласование работы строительных участков и устранение простоев рабочих и машин и др. неполадок. Диспетчерская система управления строительством охватывает все элементы строительного производства и его обслуживания. Общая схема диспетчерской службы в строительном тресте включает главного диспетчера в центральном аппарате треста, участкового диспетчера в строительно-монтажных управлениях и на участках, цеховых диспетчеров на производственных предприятиях, транспортных и др. диспетчеров в обслуживающих хозяйствах. Каждый диспетчер действует в пределах своего участка, общее оперативное руководство и контроль в объеме всего треста осуществляются главным диспетчером. Диспетчерские пункты оборудованы современными средствами связи, контроля, сбора и регистрации информации. Здесь же сосредоточиваются все оперативно-учетные данные и имеется ряд оперативных графиков и таблиц, по которым диспетчер может судить о состоянии производства на любой момент, комплексно охватывая весь ход работ по отдельным строительным участкам, управлениям и по тресту в целом.
Д в сельском хозяйстве осуществляется диспетчерской службой совхоза или колхоза и охватывает все производственные участки хозяйства, включая оперативное планирование, сбор и обработку производственной информации, решение конкретных задач по материально-техническому обеспечению, устранение причин, нарушающих режим работы на полевых станах, фермах, в звеньях и отделениях. В отдельных крупных хозяйствах (отделениях, фермах, гаражах и т.д.) в период напряженных полевых работ могут создаваться диспетчерские посты. Диспетчерский пункт обычно располагается в центральной конторе. Д в сельском хозяйстве может охватывать целые районы и даже области для централизованного контроля и управления с.-х. производством.
Лит.: Малов В. С., Мешков В. К., Диспетчерские пункты энергетических систем, М. - Л., 1955; Эйхенвальд А. В., Сочинский A. Р., Оперативно-производственное планирование и диспетчирование на машиностроительном заводе, М., 1957; Буданцев Ю., Электронные помощники диспетчера, М., 1963; Бабенко А. С., Диспетчерская служба в сельском хозяйстве, М., 1967; дороги, под ред. М. М. Филиппова, М., 1968; Технология и организация строительного производства, под ред. И. Г. Галкина, М., 1969; Вальденберг Ю. С., Белостоцкий А. А., Абизов Р. М., Вычислительная техника на промышленном транспорте, М., 1970.
Г. И. Белов, С. Е. Каменицер, Г. И. Попов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 16:37:51
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|