|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Дирижирование | Дирижирование (далее Д) (от франц. diriger - направлять, управлять, руководить), один из видов музыкально-исполнительского искусства, руководство коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т.д.) в процессе подготовки и во время публичного исполнения им музыкального произведения. Д осуществляется дирижером. Он обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, стремится передать коллективу исполнителей свои художественные намерения, свое понимание произведения. Искусство Д основано на специально разработанной системе движений рук. Важную роль в процессе Д играет и лицо дирижера, его взгляд, мимика. Современное Д требует от дирижера музыкально-теоретической подготовки, тонкого слуха, хорошей музыкальной памяти, а также активной, целенаправленной воли.
Истоки искусства Д прослеживаются с древнейших времен. На ранних этапах развития народно-хоровой практики Д осуществлялось одним из певцов - запевалой. В древности (Египет, Греция) и в средние века управление церковным хором часто производилось посредством хейрономии - системы условных движений рук. В 15 в. с усложнением многоголосия, развитием оркестровой игры и возникшей в связи с этим необходимости в более четкой ритмической организации ансамбля сложился способ Д с помощью баттуты (палки; от итал. battuta, буквально - удар), заключавшийся в "отбивании такта". С утверждением системы генерал-баса (17-18 вв.) музыкант, исполнявший партию генерал-баса на клавесине или органе (обычно автор музыки), стал осуществлять и Д - самим своим исполнением, а также делая указания глазами, головой, пальцем или отстукивая ритм ногой. В 18 в. в ансамблях вырастает значение первого скрипача (концертмейстера). Он помогал дирижеру управлять ансамблем самой своей игрой, временами же прекращал игру и использовал смычок в качестве баттуты. Эта практика привела к возникновению так называемого двойного Д При исполнении крупных вокально-инструментальных произведений в отдельных случаях число дирижеров доходило до пяти. Со 2-й половины 18 в., по мере отмирания генерал-баса, скрипач-концертмейстер постепенно становится единоличным руководителем ансамбля. Этот способ Д долго сохранялся и в 19 в. в бальных и садовых оркестрах, небольших ансамблях. В 20 в. применяется иногда при исполнении музыки 17-18 вв.
С начала 19 в. развитие симфонической музыки, расширение и усложнение состава оркестра потребовали освобождения дирижера от участия в общем ансамбле, сосредоточения всего его внимания на Д На смену смычку постепенно приходит дирижерская палочка. Она была введена в практику И. Мозелем (1812, Вена), К. М. Вебером (1817, Дрезден), Л. Шпором (1817, Франкфурт-на-Майне). Одним из основоположников современного Д (наряду с Л. Бетховеном и Г. Берлиозом) был Р. Вагнер. Со времен Вагнера дирижер, ранее стоявший за своим пультом лицом к публике, повернулся к ней спиной, что обеспечило наиболее полный контакт его с артистами оркестра. Постепенно складывается современный тип дирижера-исполнителя, не являющегося одновременно и композитором. Первым дирижером-исполнителем, снискавшим международное признание, был Х. фон Бюлов. Среди выдающихся зарубежных мастеров искусства Д конца 19 - начала 20 вв. - Х. Рихтер, А. Никиш (Венгрия), Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, Р. Штраус ( Г. Малер (Австрия), последующих десятилетий - А. Тосканини (Италия), Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, О. Клемперер (ГДР), Ш. Мюнш ( В России до 18 в. Д было связано главным образом с хоровым исполнением. Первыми русскими оркестровыми дирижерами были музыканты из крепостных. Наиболее известные дирижеры 18 в. - И. Е. Хандошкин и В. А. Пашкевич. Крупнейшие русские дирижеры современного типа (2-я половина 19 в.) - М. А. Балакирев, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Значительное место в истории русского искусства Д принадлежит Э. Ф. Направнику. Выдающимися дирижерами начала 20 в. были В. И. Сафонов, С. В. Рахманинов, С. А. Кусевицкий. На первые послереволюционные годы приходится расцвет деятельности Н. С. Голованова, А. М. Пазовского, С. А. Самосуда, В. И. Сука. После Октябрьской революции в консерваториях были введены специальные классы оперно-симфонического и хорового Д
Состоявшийся в 1938 1-й Всесоюзный конкурс дирижеров продемонстрировал успехи советской школы Д В числе ее первых представителей - Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, К. К. Иванов, Н. Г. Рахлин, М. И. Паверман.
В области хорового Д традиции выдающихся мастеров, вышедших из дореволюционной хоровой школы, А. Д Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, Н. М. Данилина, А. В. Александрова, А. В. Свешникова успешно продолжают воспитанники советских консерваторий Г. А. Дмитриевский, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, А. А. Юрлов и др.
Лит.: Вагнер Р., О дирижировании, пер. с нем., СПБ, 1900; Берлиоз Г., Дирижер оркестра, пер. с франц., 3 изд., М., 1912; Глинский М., Очерки по истории дирижерского искусства, "Музыкальный современник", 1916, кн. 3; Вейнгартнер Ф., О дирижировании, пер. с нем., Л., 1927; Тимофеев Ю., Руководство для начинающего дирижера, 2 изд., М., 1935; Птица К., Очерки по технике дирижирования хором, М. - Л., 1948; Малько Н., Основы техники дирижирования, пер. с англ., М. - Л., 1965; Мусин И., Техника дирижирования, Л., 1967; Schünemann G., Geschichte des Dirigierens, 2 Aufl, Wiesbaden, 1965.
Е. Я. Рацер.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:10:50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|