Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Дизелевоз

Дизелевоз (далее Д) рудничный локомотив с дизельным приводом, предназначенный для перемещения вагонеток по подземным горным выработкам. Первые Д были применены в шахтах в начале 20 в. Совершенствование двигателей и удешевление топлива способствовали распространению Д в промышленности Великобритании, Бельгии и др. стран. Д оборудован четырехтактным дизельным двигателем с водяным охлаждением. Регулирование скорости движения (от 3 до 14 км/ч) осуществляется механической коробкой передач, а на Д большой мощности (60-100 л. с.) - гидромеханической передачей. Д изготовляются в нормальном рудничном или взрывобезопасном исполнении, которое позволяет использовать их в газоопасных шахтах (см. Газовый режим). По сравнению с аккумуляторными электровозами Д обладают большей мощностью и позволяют перемещать составы на значительных уклонах. Однако несмотря на специальные системы очистки выхлопных газов, Д загрязняют шахтную атмосферу и требуют дополнительной подачи чистого воздуха в шахту (2 м3/мин на 1 л. с. мощности). Д используются для перемещения составов по основным выработкам шахт, а также в качестве вспомогательного транспорта на гидрошахтах, при проведении выработок и тоннелей.

  Лит.: Транспорт на горных предприятиях, М., 1969.

  А. А. Пархоменко.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 14:01:06