|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Джайнизм | Джайнизм (далее Д) одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры ("великого героя") и Джины ("победителя") - отсюда название учения. В ходе своего развития Д разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнаженных (буквально - "одетых странами света"), и секта шветамбаров ("одетых в белое"). Ядро религиозно-философской литературы Д - джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Среди неканонической литературы наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. до н. э.) и Сиддхасены Диракара (6 в. н. э.). Д, как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).
Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия - бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с "материей", образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей ее ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д - только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог - ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощенностью материей. Вверху иерархии джив находятся "освобожденные" дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвертым).
Основным путем к "освобождению" Д считает аскетизм. Аскетические принципы Д предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчеркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчеркивающих важность аскетизма. Практическая часть Д включает определенную обрядность, которая, вопреки принципиальному со стороны Д отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей "массового" почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.).
Д, в отличие от буддизма, строго онтологичен - имеет учение о бытии; душа (джива) и "недуша" (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал - субстанций. Т. о., Д, в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду с дживами и адживами, представляющими две основные сущности (таттвы) онтологии Д, существуют еще 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определенным образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде "силы", и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на (ану).
Не вышедший за пределы Индии Д сохранил здесь свое влияние. В начале 70-х гг. в Индии (главным образом в Гуджарате и Раджастхане) насчитывалось несколько миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, т.к. вспашка земли влечет за собой убийство живых существ). Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в современной Индии значительную финансовую и экономическую силу. Последователи Д имеют несколько десятков институтов и колледжей и ряд журналов.
Лит.: Радхакришнан С., философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; с. 240-89; Glasenapp Н., Der Jainismus. Eine indische Erlösungsreligion, ., 1925; Champat Rai Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; Schubring ., Die Lehre der Jainas. Nach den alten Quellen dargestellt, ., 1935; Thomas ., Hindu religion, customs and manners, Bombay, (1948).
. П. Лучина.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:52:18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|