Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детские демократические организации

Детские демократические организации (далее Д) добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством коммунистических и рабочих партий, демократических, профсоюзных, женских, молодежных и др. прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения; являются организационной формой участия детей и подростков в борьбе трудящихся за социализм и коммунизм, за мир и демократию, за национальную независимость и социальный прогресс. Д строят свою работу на основе широкого использования самодеятельности и самоуправления, методов игры и соревнования, с учетом психолого-педагогических закономерностей воспитания и развития личности в детском и подростковом возрасте. Принципы, содержание, формы, методы деятельности Д, их структура, символика и атрибуты обусловлены целями и задачами организаций, социальными и национальными условиями их работы, особенностями исторического развития страны. Д действуют в социалистических странах, в странах, добившихся национальной независимости, и в капиталистических странах.

  Первые Д возникли на рубеже 19-20 вв., когда в условиях обострения противоречий капитализма под влиянием классовой борьбы пролетариата получило развитие молодежное революционное движение; рабочие подростки участвовали в стачках и забастовках, митингах и демонстрациях трудящихся, распространяли нелегальную литературу, активно помогали социалистическим союзам молодежи. В 1916-17 по решению Международного бюро ассоциации социалистических юношеских союзов в ряде стран создаются детские социалистические группы и союзы: "Друзья детства" (Австрия), "Воскресные школы" (Великобритания и скандинавские страны), "Юный союз часов мира и саг" (Швеция) и др. Однако деятельность этих групп и союзов носила в основном культурнический, просветительский характер.

  Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России, создание коммунистических партий и под их руководством коммунистических союзов молодежи обусловили во многих странах мира подъем международного революционного движения, развитие детского коммунистического и демократического движения.

  В Советской России первые коммунистические детские группы и союзы были созданы в 1918-20: "Юные коммунисты" в Нижнем Новгороде и Одессе, деткомы и детгорсоветы в Белоруссии, "Муравейник" в Перми, деткомпартия в Туле, юнтрудармия и "Юные Спартаки" на Украине и прочие. По окончании Гражданской войны сложились условия для образования единой массовой детской коммунистической организации под руководством комсомола, которая была основана 19 мая 1922 по решению 2-й Всероссийской конференции РКСМ (см. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина).

  В эти же годы детские коммунистические организации создаются в ряде капиталистические стран ( Швейцария, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.). 2-й конгресс Коммунистического интернационала молодежи (КИМ, 1921) поручил национальным союзам молодежи организацию детских групп. При исполкоме КИМ был создан комитет деткомдвижения, который координировал работу детских коммунистических организаций, проводил международные мероприятия в защиту прав детей. В сентябре 1922 в Берлине состоялась 1-я конференция руководителей детских коммунистических организаций 11 стран. КИМ сформулировал главные задачи детских коммунистических организаций: "... объединение пролетарских детей под руководством коммунистов, пробуждение классового сознания в пролетарском ребенке и воспитание его в пролетарской солидарности и борьбе с эксплуататорами. Вся деятельность детских групп должна быть направлена на то, чтобы создать из ребенка соратника на общем фронте пролетарской борьбы. Детская коммунистическая группа поэтому является первой ступенью к коммунистической организации молодежи" ("Партия, комсомол и детское движение". Сборник, 1928, с. 32-33). Большое внимание разработке идеологических основ и политических задач молодежного и детского демократического движения уделяли В. И. Ленин и выдающиеся деятели международного коммунистического и рабочего движения Н. К. Крупская, Ф. Э. Дзержинский, М. И. С. М. Киров, К. Цеткин, Г. Димитров, Э. Тельман, В. Пик, М. Торез, П. Тольятти, Хо Ши Мин.

  Работа Д в 20 - начале 30-х гг. в капиталистических странах проходила в сложных условиях: гонения со стороны властей и полиции, противодействие церкви и школы, влияние буржуазных молодежных и детских организаций. Тем не менее Д усиливали свое влияние на детей трудящихся, опираясь на успехи международного революционного движения, используя опыт пионерской организации им. В. И. Ленина. В 1926 Д действовали в 18 странах, объединяя около 45 тыс. чел., а к началу 30-х гг. - около 150 тыс. (без СССР и МНР).

  Д выступали против фашизма и милитаризма, участвовали в сборе средств для Международной организации помощи борцам революции (МОПР), проводили Международные детские недели, помогали стачечным комитетам и семьям забастовщиков, разоблачали лживую информацию об СССР, устраивали политические дискуссии в школах. В связи с наступлением фашизма и милитаризма на демократические силы в капиталистических странах накануне 2-й мировой войны и усилением репрессий, 6-й конгресс КИМ (1935) в соответствии с решением Исполкома Коминтерна об изменении форм борьбы в защиту детей трудящихся от фашизма принял постановление о роспуске большинства Д В годы 2-й мировой войны 1939-45 во многих странах дети трудящихся участвовали в борьбе против фашизма и агрессии, в борьбе народов за национальную независимость. В историю детского демократического движения навечно вписаны имена национальных героев-подростков: Лени Голикова, Зины Портновой, Валентина Котика, Бориса Царикова, Марата Казея, Володи Дубинина (СССР), Ким Донга и Ле Ван Тама (Вьетнам), Митко Палаузова (Болгария), Витольда Нодельского (Польша), Франко Чезана (Италия), Бошки Буха (Югославия), Элени Папагеоргиу (Греция) и др.

  В социалистических странах массовые организации детей и подростков стали органической частью государственной системы социалистического воспитания подрастающего поколения. Для детских организаций создана государственная сеть дворцов и домов пионеров и др. внешкольных учреждений. Детские организации социалистических стран оказывают посильную помощь трудящимся в экономическом и культурном строительстве. Стали традиционными международные встречи детей социалистических стран. Повсеместно действуют клубы интернациональной дружбы. За активную работу по социалистическому воспитанию детей и подростков пионерские организации НРБ, ГДР, МНР, СССР, ВНР награждены орденами.

  В 1971 в социалистических странах действовали массовые организации детей и подростков: Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (основана в 1922), Димитровская пионерская организация "Септемврийче" в НРБ (1944), Союз венгерских пионеров (1946), Союз пионеров Кубы (1964), Пионерская организация Югославии (1942), Союз польских харцеров (1945), "Сонендан"в КНДР (1946), Пионерская организация им. Э. Тельмана в ГДР (1948), Пионерская организация МНР им. Сухэ-Батора (1925), Пионерская организация СРР (1944), Пионерская организация Социалистического союза молодежи ЧССР (1945), Пионерская организация ДРВ им. Хо Ши Мина (1941).

  В 50-60-е гг. усилилось влияние Д. Д. о. в капиталистических странах. Группы и отряды этих организаций создаются обычно по месту жительства детей и подростков (их деятельность в государственных и частных школах, как правило, не разрешается). Д участвуют в политических кампаниях трудящихся, распространяют воззвания в защиту мира и предвыборную литературу коммунистических и рабочих партий, изучают историю революционной борьбы, знакомятся с жизнью и трудом народов социалистических государств, переписываются со своими сверстниками из разных стран.

  Среди Д, действующих в капиталистических странах: "Пионеры (основана в 1945), Пионерская организация Союза свободной немецкой молодежи Западного Берлина (основана в 1967), "Молодая гвардия" в Австрии (основана в 1946), Демократический союз пионеров Финляндии (основана в 1945), "Юные пионеры" в Норвегии (основана в 1952), "Бегущие вперед" в Швейцарии (основана в 1961), Союз пионеров Бельгии (основана в 1945), "Лесной народ" в Великобритании (основана в 1925). В странах Африки и Азии, завоевавших национальную независимость, Д участвуют в ликвидации неграмотности, в возрождении национальной экономики и культуры. Среди них: Пионерская организация Гвинейской Республики, "Пионеры Сенегала", "Пионеры Народной Республики Конго", "Авангард насеровцев" в АРЕ. Изменяется и характер деятельности национальных скаутских организаций, многие из них сотрудничают с Д (например, скауты Ирана, Пакистана, Алжира, Индии).

  При многих Д созданы группы детей младшего школьного (в некоторых странах и старшего дошкольного) возраста: в СССР - октябрята, в ВНР - кишдобош (маленькие барабанщики, названа в честь детей - героев Революции 1848-49), в НРБ - чавдарче (по имени легендарного героя Чавдара), в МНР - богатыри, в ПНР - зухи (смелые), в ЧССР - искры, в ДРВ - августята, в ГДР - юные пионеры, в Великобритании - эльфины при организации "Лесной народ", в Австрии - буревестники в организации "Молодая гвардия". В таких группах дети готовятся к вступлению в ряды Д

  Многие Д издают свои газеты и журналы (см. Детские и юношеские журналы, Пионерские газеты).

  Работу Д координируют Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) и созданный при ВФДМ Международный комитет детских и юношеских организаций (СИМЕА). Под патронажем СИМЕА проходят семинары руководителей Д, конференции научных работников, детских писателей и журналистов, организуются международные конкурсы детского творчества, спортивные состязания, кампании в защиту прав детей. В летние каникулы проводится традиционное международное детское лето в лагерях Артек (СССР), Республика им. В. Пика (ГДР), Кранево (НРБ), Чиллеберц (ВНР). Д поддерживают между собой контакты, сотрудничают с прогрессивными международными организациями. В Чехословакии, Финляндии, Великобритании и др. странах организуются международные летние лагеря. Д активно участвуют в борьбе за претворение в жизнь Декларации прав ребенка, в мероприятиях ЮНЕСКО по развитию культуры и просвещения. Деятельность Д по воспитанию детей и подростков в духе идеалов мира и социального прогресса, гуманизма и интернационализма положительно характеризовалась и отмечалась многими прогрессивными международными организациями.

  Буржуазия, стремясь ослабить революционизирующее влияние Д на молодое поколение, в целях воспитания детей и подростков в духе буржуазной идеологии, создает многочисленные детские религиозные организации, шовинистические военно-спортивные молодежные и детские союзы (среди буржуазных детских организаций наиболее реакционными были "Гитлерюгенд" в "Балилла" в Италии, которые действовали в условиях фашистского режима). В начале 20 в. во многих странах мира организованы союзы бойскаутов и герлскаутов. В капиталистических странах действуют (1972) скаутские организации, которые объединяют около 10 млн. чел. (см. Скаутизм). Получили развитие организации, которые формально не ставят целей политического воспитания, а призваны содействовать общекультурному и физическому развитию, профессиональной ориентации детей и подростков, так называемые детские лиги природы, ассоциации детских площадок, любительские клубы (например, в США: "Клубы мальчиков", "Будущие домашние хозяйки", "Будущие фермеры" и др., которые ведут работу с детьми и подростками начиная с 7-10-летнего возраста). Однако по существу их деятельность направлена на воспитание подрастающего поколения в духе верности идеалам буржуазного общества.

  Лит.: Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодежи, М., 1969; Партия, комсомол и детское движение. Сб. под ред. ЦБ юных пионеров при ЦК ВЛКСМ, (М.), 1928; Пионеры за рубежом, М. - Л., 1927; Зарубежные молодежные организации, (М., 1968); Пушкина В., Пионерский глобус, (М.), 1967; Димитров Г., За младежта и пионерите, София, 1966; Hoernle Е., Manual for leaders of children"s groups, ., (1920); Seid bereit zum Kampf für die Sache Ernst älmanns, (.), 1958; New trends in youth organizations (a comparative survey), ., 1960, UNESCO; Facts on world scouting, 2 ed., Ottawa, 1961.

  Э. С. Соколова, В. В. Лебединский, В. А. Пушкина.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:49:58