Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детская речь

Детская речь (далее Д) совокупность особенностей речи ребенка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определенного языка, ни со спецификой речевой ситуации. Особенности Д могут быть звуковыми (неумение произносить те или иные звуки или сочетания звуков), грамматическими (ограниченность числа употребляемых конструкций, своеобразное количественное соотношение слов различных частей речи, не существующие в речи взрослых новообразования вроде "копатка" и т.д.) и семантическими. Эти последние связаны не столько с отбором и употреблением каких-либо слов, семантических рядов или групп (хотя оно тоже имеет место), сколько с отличиями в способе означения. Развитие способа означения ("развитие понятий") подробно проанализировано советским психологом Л. С. Выготским.

  Нередко Д и ее развитие понимаются в чисто лингвистическом плане. Однако "усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением" (В. Гумбольдт). Внешние, доступные простому наблюдению особенности Д являются лишь отражением "глубинных" (могущих быть исследованными путем эксперимента) процессов психического развития ребенка, неотъемлемой частью которого и является развитие Д Но эксперимент еще не занял достаточного места в изучении Д Недостаточное внимание уделяется в психологии также межкультурным или межъязыковым исследованиям Д у разных народов (эта работа начата в США в университете). Малоисследованную проблему составляет развитие функций Д

  Россия, а затем СССР - родина научного изучения Д Серьезная работа по изучению Д ведется также в Чехословакии, Польше, Румынии, США, Италии и др. странах.

  Лит.: Выготский Л. С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Гвоздев А. Н., Вопросы изучения детской речи, М., 1961; Леонтьев А. А., Слово в речевой деятельности, М., 1965; Розенгарт-Пупко Г. Л., Формирование речи у детей раннего возраста, М., 1963; Державин Н. С., Изучение языкового развития у ребенка русской речи, в сб.: АН СССР - академику Н. Я. Марру, М. - Л., 1935; Чуковский К., От двух до пяти, 20 изд., М., 1969; Эльконин Д. Б., Развитие речи в дошкольном возрасте, М., 1958; Jacobson R., Child language, aphasia and phonological universals, The Hague - ., 1968; The acquisition of language, ed. by . Bellugi and R. Brown, Lafayette, 1964; Ervin-Tripp ., Review of child development research, v. 2, . ., 1966; A field manual for cross-cultural study of the acquisition of communicative competence, Berkeley, 1967.

  А. А. Леонтьев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 14:04:41