Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детская беспризорность

Детская беспризорность (далее Д) полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряженный с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности - ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.). Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков.

  В буржуазном обществе социальная обстановка обусловливает раннее сиротство многих тысяч детей, которые даже в наиболее развитых капиталистических странах часто оказываются предоставленными самим себе. Росту Д и безнадзорности в капиталистических странах способствуют насаждение буржуазной идеологии и психологии индивидуализма, моральная изоляция личности от интересов общества. Усиливающийся кризис семьи ставит в условия Д или безнадзорности и значительную часть детей, имеющих родителей (см. также ст. Детская преступность).

  Успешная борьба с Д возможна только в социалистическом обществе, где ликвидируются ее социальные причины. В СССР с первых же дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции принимались серьезные государственные меры по преодолению Д и порожденных ею тяжелых социальных последствий: была создана государственная система социально-правовой защиты несовершеннолетних и помощи им, образованы специализированные органы и учреждения по борьбе с беспризорностью и ее предупреждению, комиссии по делам несовершеннолетних, детская социальная инспекция, приемники-распределители, детские дома и коммуны и др. В феврале 1919 по предложению В. И. Ленина был создан Государственный совет защиты детей под председательством А. В. Луначарского для проведения комплекса мероприятий по охране подрастающего поколения (декрет от 4 февраля 1919, СУ РСФСР, 1919, № 3, ст. 32). Особенно напряженное положение сложилось в начале 20-х гг. в результате отрицательного влияния на условия жизни и воспитания детей таких последствий империалистической и Гражданской войн, как потеря родителей, эпидемии, голод, массовые перемещения населения. По различным данным, число детей, нуждавшихся в немедленной помощи государства, составляло в 1921 4-6 млн. чел., в 1923 - 2,5-4 млн. 27 января 1921 для объединения и согласования деятельности всех ведомств по оказанию помощи детям и борьбе с Д была создана Комиссия по улучшению жизни детей - "Деткомиссия ВЦИК" во главе с Ф. Э. Дзержинским. В 1921-1922 только в Поволжье получили питание и одежду около 5 млн. детей, 150 тыс. детей было эвакуировано, 200 тыс. принято на содержание Красной Армией, профсоюзами, крестьянскими организациями. В 1923 государственную помощь получили более 1 млн. детей-сирот. Сеть приемников-распределителей, в которых оказывалась первая социальная помощь беспризорным и проводилась их подготовка к переводу в организованный коллектив (в стационарные детские учреждения), составляла в 1921-175, в 1926-284; в детских домах, колониях, коммунах различных типов в 1917 воспитывалось 30 тыс., в 1919-125 тыс., в 1921-540 тыс. детей. Многие детские дома, колонии и коммуны приобрели широкую известность постановкой воспитательной работы и добились больших успехов в воспитании беспризорных: колония имени М. Горького, коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, Прилуцкая трудовая коммуна, Болшевская коммуна, Лопасненский институт трудового воспитания "Новая жизнь" и др. Важное значение для развития борьбы с Д имели постановления ВЦИК и СНК от 21 сентября 1925 О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой деятельности и от 5 апреля 1926 О порядке и условиях передачи воспитанников в крестьянские семьи, постановление ЦИК и СНК СССР от августа 1926 О мерах по борьбе с детской беспризорностью и др. В 1924 был создан "Фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям", в 1926 - добровольное общество "Друг детей". В результате проведенной работы Д быстро сокращалась: в 1924 в детских домах находилось 280 тыс., в 1926-250 тыс., в 1927/28-159 тыс. детей. Ликвидация Д была в основном завершена в середине 30-х гг. В 1935 СНК СССР и ЦК ВКП(б) в своем постановлении отметили, что в условиях улучшения материального положения трудящихся и при значительном количестве детских учреждений наличие некоторого числа беспризорных детей объясняются только недостатками профилактической работы. В постановлении была подчеркнута роль общественности в воспитании детей, определена система мероприятий по предупреждению Д и безнадзорности, разработаны меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, повышена ответственность родителей за воспитание детей.

  В годы Великой Отечественной войны 1941-45, когда многие дети потеряли родителей, Советское государство при активной помощи общественности сумело предотвратить Д Постановление СНК СССР от 23 января 1942 Об устройстве детей, оставшихся без родителей, предусмотрело расширение сети детских учреждений, первоочередное их снабжение, регламентировало вопросы устройства детей и возвращения их в семьи.

  В СССР Д практически отсутствует: планомерно осуществляется система мероприятий, направленная на ликвидацию безнадзорности, повышение эффективности семейного и школьного воспитания, организации досуга несовершеннолетних, социального контроля за поведением, времяпрепровождением, связями детей и подростков. Местными органами власти установлены ограничения пребывания несовершеннолетних на улице и в других общественных местах после 22 часов, посещения ими ресторанов и кафе; запрещена продажа несовершеннолетним спиртных напитков. За вовлечение детей и подростков в преступную деятельность, в пьянство, бродяжничество и попрошайничество, азартные игры, проституцию установлена уголовная ответственность (см., например, УК РСФСР, ст. 210). Законом предусматривается ответственность родителей и других воспитателей за надлежащее выполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, по их обучению и подготовке к общественно полезной деятельности; при нарушении этих обязанностей принимаются меры воздействия, вплоть до отобрания детей у родителей или лишения родительских прав (например, Кодекс законов о браке и семье РСФСР, ст. 52). Безнадзорные подростки и семьи, в которых они воспитываются, берутся на учет детскими комнатами милиции и комиссиями по делам несовершеннолетних для проведения профилактической работы, а в случае необходимости и мер воздействия в отношении самого подростка или его родителей. См. также Опека, Попечительство, Родительские права и обязанности.

  Лит.: Дзержинский Ф. Э., Избранные статьи и речи, М., 1947; Гернет М. Н., Социально-правовая охрана детства, М., 1923; Вопросы борьбы с преступностью, в. 6, М., 1967; Крупская Н. К., О воспитании и обучении, М., 1946.

  Г. М. Миньковский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:04:42