Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детективная литература

Детективная литература (далее Д) вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящен раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов. Основой конфликта чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости. Родоначальником собственно Д считается американский писатель Э. По ("Убийство на улице Морг", 1841, и др.). Основные черты Д складываются уже во 2-й половине 19 - начале 20 вв. в творчестве У. У. Коллинза (Англия), Э. Габорио, Г. Леру ( А. К. Грин (США) и особенно А. К. Дойла (Англия), создавшего популярный образ Шерлока Холмса, частного детектива. Оформляются два сюжетных типа Д: интеллектуальный, идущий от Э. По (основной интерес сосредоточен на процессе расследования), и приключенческий, идущий от У. Коллинза (построенный на нагнетании новых драматических эпизодов, часто новых преступлений).

  Большую роль в дальнейшем развитии Д сыграли произведения английских писателей Э. Уоллеса, Д. Л. Сейерс и др., а также Г. К. Честертона, создавшего образ "интуитивного детектива" - патера Брауна. Для большинства произведений 1-й четверти 20 в. характерна, однако, искусственность ситуаций, стандартность сюжетной схемы: Р. Фримен, Ф. У. Крофтс (Англия); С. С. Ван Дайн (псевдоним У. Райта), Дж. Карр (США).

  Реалистическими элементами, литературным мастерством отмечены повести о сыщиках-любителях Эркюле Пуаро и мисс Марпл А. Кристи (Англия) и об инспекторе Мегрэ Ж. Сименона ( Реалистические мотивы в американской Д возродил Д. Хамметт, а за ним - Р. Чандлер, Ф. Макдональд (так называемая жесткая школа, не чуждая острой социальной критики). Под их влиянием в Д 20-30-х гг. сложился тип "динамичной повести", компромиссно сочетающей реалистические моменты с сюжетными шаблонами: Э. С. Гарднер, Р. Стоут, Э. Куин (псевдоним Ф. Даннея и М. Б. Ли), П. Квентин (псевдоним группы писателей) в США; Дж. Тей, М. Иннес (Англия); Н. Марш (Новая Зеландия). После 2-й мировой войны возрос поток антиинтеллектуальной Д, лишенной социальной проблематики: так называемая черная школа - М. Спиллейн, С. Адамс (США), серия о шпионе-супермене Джеймсе Бонде И. Флеминга (Англия) - воспевающая жестокость и секс. В середине 20 в. широко распространились модификации Д: криминальный (Ф. Айлс, Д. Симсон, Англия; П. Хайсмит, США), шпионский (Э. Эмблер, Ле Карре - псевдоним Дж. Корнуэлла, Англия) и полицейский (Э. Мак-Бейн, США) романы, а также детективные сюжеты, основанные на научно-фантастической идее (А. Азимов, США).

  Зачинатели советской Д - А. Н. Толстой ("Гиперболоид инженера Гарина") и М. Шагинян ("Месс-Менд"). Поначалу преобладала "шпионская" тематика. В послевоенный период, наряду с собственно Д (Л. Шейнин), появились произведения о работниках милиции (А. Адамов, Ю. Семенов и др.) и контрразведки (Р. Ким), фантастический детектив.

  Для лучших образцов Д характерны реалистичность изображения быта и психологии, общественных связей и конфликтов, романтическая заостренность событий и характеров, увлекательность интеллектуальной игры. Они основаны на рационалистическом убеждении в силе разума и утверждают торжество правопорядка над социальным злом.

  Лит.: Томан Н., Что такое детективная литература?, в сб.: О фантастике и приключениях. О литературе для детей, в. 5, Л., 1960; Детектив: и социальность, и художественность, "Литературная газета", 1972, 19 января; Haycroft Н., Murder for pleasure, . . - L., (1943); Pfeiffer Н., Die Mumie im Glassarg, Rudolfstadt, (960); Maver ., Krimi und Crimen, Halle, (1967); Škvorecký ., ápady čtenaře detektivek, Praha, (1965); Райнов В., Черният роман, София, 1970; Barzum ., Taylor . Н., A catalogue of crime, . ., 1971.

  . Э. Нудельман.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 04:54:01