|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Алхимия | Алхимия (далее А) (позднелат. alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространенное в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово "А" производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō - лью, отливаю, что указывает на связь А с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia - Египет, что связывает А с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение ("трансмутацию") неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - "философского камня". Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Алхимический период (4-16 вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и "опытной" А, но и одновременным развитием практической, ремесленной химии. Но было бы несправедливо приписывать последней все приращение реальных знаний в алхимическом периоде; в каждой из отраслей А можно усмотреть начатки положительных знаний. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приемов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Иногда, правда очень редко, у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии. Например, в трактате Р. Бэкона "Зеркало алхимии" видится неосознанное приближение к закону постоянства состава. Говоря о приготовлении "красного эликсира" из и серы, Бэкон пишет: "...выбери вещество, содержащее чистую... смешанную по определенному правилу равномерно и в должных пропорциях с серой...". У алхимиков имеются и умозрительные натурфилософские обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ, высказанная Бэконом, которая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос.
Территориальное распространение А весьма широко: это - греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение А было невелико.
Важнейшие успехи греко-египетской А связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой металлических сплавов ("Лейденский папирус"); углублялись и расширялись знания процессов, свойственных различным ремеслам (перегонка, способы опробования, очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение и др.). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь. Арабоязычной А принадлежит создание первой рациональной фармации (Гебер, Авиценна, Абу ар-Рази и др.), хотя их вклад в собственно А невелик. Как указывает персидский медик Абу Мансур (10 в.), при составлении лекарств арабы пользовались различными органическими веществами: тростниковым кислотами растительного происхождения.
В распространении А на Западе большую роль сыграли экономические, военные и политические связи с Востоком; арабо-греко-египетская традиция была весьма сильна. В период с 9 по 15 вв. европейская А дала выдающихся мыслителей, оставивших заметный след в истории средневековой культуры. Среди них Раймунд Луллий (1235-1315) - "Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее искусство", Арнальдо де Виланова (1250-1313?) - "О ядах", Альберт Великий (около 1193-1280) - "О металлах и минералах", Фра Бонавентура (1214-1274), установивший факт растворения в кислоте и в царской водке, Роджер Бэкон (около 1214 - около 1292) - "Могущество алхимии", "Зеркало алхимии" - один из первых средневековых мыслителей, провозгласивший в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт.
Эмпирическая А проложила путь прямому научному эксперименту, сознательно и целенаправленно поставленному. Собственно же алхимический подход к эксперименту был, в сущности, ложен, т. к. исходил из априорной уверенности в том, что "истина" - ключ к превращению металлов в или - уже дана свыше, надо лишь выявить ее путем магического ритуала и мистического откровения, по типу "Сезам, откройся! ".
История А, особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке А, и на ее конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путем эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 - началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусственное получение или было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка А - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости - едва ли может быть названа ложной.
Было бы неправильно считать, что А является лишь зачаточной формой современной химии. В А неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Там, где А выступает как эксперимент, осложненный магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми. Там же, где А осознает себя искусством, на первый план выступает символическое мировидение. Так, рисованные символы алхимиков это не столько обозначения понятий, сколько аллегории, образы (например, обратимая реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, и сера - с материнским и отцовским началами и т. п.).
В связи с этим "темнота речи" многих алхимических трактатов может быть понята и объяснена тем, что в них органически слились в нерасчлененном еще виде естественнонаучное и художественное представления о мире (таковы алхимические стихи Дж. Чосера, 14 в.). Кроме того, деятельность алхимика - еще и философско-теологическое творчество, причем такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские ее истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где А христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где А выступает в своем дохристианском качестве (черная магия), она признается неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской А могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на А позволяет понять ее как явление, сосредоточившее в себе многие особенности средневекового мышления.
Лит.: Меншуткин Б. Н., и пути ее развития, М.-Л, 1937; Морозов Н. А, В поисках философского камня, СПБ, 1909: Джуа М., История химии, пер. с итал., М., 1966; Berthelot М., Les origines de l"alchimie, ., 1885; Lippmann E. ., Entstehung und Ausbreitung der Alchemic, Bd 1-3, В. - Weinheim, 1919-54; Stillman J. М., The story of alchemy and early chemistry, . ., (1960); Read J., Through alchemy to chemistry, L., 1957.
В. Л. Рабинович. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 06.11.2024 04:26:32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|