|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Державин Гаврила Романович | Державин (далее Д) Гаврила Романович (3(14).7.1743, деревня Кармачи или деревня Сокуры, ныне Лаишевского района Татарской АССР, - 8(20).7.1816, с. Званка, ныне Новгородская область), русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759-62). С 1762 Д. служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина . Произведенный спустя 10 лет в офицеры, Д. участвовал в подавлении пугачевского восстания. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды". После сочинения "Оды к Фелице" (1782), обращенной к императрице, был награжден Екатериной . Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88). Будучи кабинет-секретарем Екатерины (1791-93), Д. не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В 1794 Д. был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-03 министр юстиции. С 1803 находился в отставке.
Впервые выступил в печати в 1773. Вначале Д. писал оды в традициях М. В. Ломоносова, но затем создал свой поэтический стиль, нашедший яркое выражение в стихотворениях "Ода на смерть князя Мещерского" (1779), "Ода к Фелице", "Бог" (1784), "Видение Мурзы" (1789, опубликовано 1791), "Водопад" (1791-94, опубликовано 1798) и др. Наряду с прославлением монарха, полководцев державинская ода включала изображение недостойных вельмож, нравов придворного общества, а также интимно-лирические мотивы. Д. соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении. Поэт гневно осуждал общественные пороки ("Властителям и судиям", 1780-87, "Вельможа", 1774-94, опубликовано 1798). Пушкин характеризовал его поэзию: "Д, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры" (Полное собрание соч., т. 2, 1956, с. 124). В философской лирике Д. возникали и трагическая антитеза жизни и смерти ("Где стол был яств, там гроб стоит" - в "Оде на смерть князя Мещерского"), и острое восприятие величия и одновременно ничтожности человека ("Я царь, - я раб, - я червь, - я бог" - в оде "Бог"), и ощущение неустойчивости человеческих судеб ("Водопад"). Д. пытался найти выход из этих противоречий в религии (ода "Бог" и др.). В 90-е гг. у Д. преобладает анакреонтическая лирика. В последние годы жизни он обратился и к драматургии.
С 1811 Д. состоял в литературном обществе "Беседа любителей русского слова", поддерживал литературных "староверов" и консерваторов, но в то же время благожелательно относился к В. А. Жуковскому и "заметил" юного Пушкина. Для художественного метода Д. характерны конкретность изображения, обилие личных биографических мотивов, пластика образов и в то же время типичная для классицизма дидактика и аллегоризм. Поэтический словарь Д. богат определениями, передающими оттенки цвета, насыщен звукописью. Д. внес элементы живой разговорной речи в поэтический язык.
Соч.: Сочинения, с объяснит. примечаниями Я. К. Грота, т. 1-9, СПБ, 1864-83; Стихотворения, ред. и прим. Г. Гуковского, вступ. ст. И. А. Виноградова, Л., 1933; Стихотворения. Вступ. ст. и подгот. текста В. П. Друзина, М., 1963.
Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Да, Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955; Благой Д. Д., Д, М., 1944; Западов А. В., Мастерство Да, М., 1958; Серман И. З., Д, Л., 1967; История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель, Л., 1968.
Г. А. Лесскис.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 10:56:29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|