Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Дворжак Антонин

Дворжак (далее Д) (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, - 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857-58 - в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 - в оркестре "Временного театра". Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты "Гимн" (текст В. Галека "Наследники Белой Горы", соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер, "Моравские дуэты", "Stabat Mater", 1-я серия "Славянских танцев" для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижер и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры "Моя Родина" (1882) и "Гуситская" (1883), оратория "Святая Людмила" - первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия "Славянских танцев" (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижер в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников - В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. - почетный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 - ее директор, в 1892-95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии - "Из Нового Света" (1-е исполнение - Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своем творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов "Из чешского леса", фортепианные пьесы "Поэтические картины"), сказочные народно-поэтические мотивы (опера "Черт и Кача", 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд - "Водяной", "Полуденница", "Голубок", 1896, "Богатырская песнь", 1897, и др.).

  Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы "Упрямцы" (1874) и "Хитрый крестьянин" (1877); лирическая опера-сказка "Русалка" (пост. 1901 - одна из популярнейших чеш. опер); "Якобинец" (пост. 1889); "Дмитрий" (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); "Армида" по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внес своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев - "Славянские танцы" (для оркестра и для фортепианного дуэта) и "Славянские рапсодии", в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио "Думки"). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, теплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях "Пражская весна" проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Да. Полное собрание музыкальных сочинений издается в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896-97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.

  Лит.: Неедлы 3., А. Д, "Советское искусство", 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Д, М. - Л., 1949; его же, Последняя симфония Да, "Музыкальная жизнь", 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Да, М., 1960; Лушина Я., Д, Л., 1961; Д в письмах и воспоминаниях, (Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.), М., 1964; Антонин Д. Сб. статей, М., 1967; Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1-4, Praha, 1954-57; Hughes G., Dvořak. His life and music, . ., 1967.

  И. Ф. Бэлза.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 20:55:00