Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Дворец

Дворец (далее Д) (от "княжий двор" - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее - представителей высших слоев общества (см. также Замок, Палаццо);, в 13-15 вв. Д стали называть также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 в. - особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Д обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами.

  В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство Д было во многом связано с задачами представительности и государственной идеологии и сыграло существенную роль в развитии архитектуры. Во Д египетских фараонов (например, Рамсеса в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжественных приемов и церемоний, Д крито-микенской эпохи (кносский Д на о. Крит, 20-15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложную композицию внутренних пространств. В персидских Д (в Персеполе, 6-4 вв. до н. э.) сохранились рунны торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

  Новая важная фаза в развитии архитектуры Д с заранее продуманной композицией начинается с постройки Д римского императора Августа (14 г. н. э.); за ним последовали Д других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме (отсюда лат. название Д - palatium, легшее в основу соответствующих терминов в языках романской группы - palazzo (итал.), palais (франц.), возможно, русского - палата). Римские Д отличались строгой симметрией основных репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращенных в сады с фонтанами, водоемами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, которые создавали стройную систему соподчиненных внутренних пространств ("Золотой дом" Нерона, 1 в. н.э.). Величественные руины этих Д поражают размахом, монументальностью, грандиозностью масштабного строя. Влияние развитых в римских Д архитектурных приемов сказалось в архитектуре Д императоров и наместников в римских, европейских, азиатских, и африканских провинциях, а также в странах, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям (дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300), Большой дворец (4-6 вв.) и Буколеон (5-8 вв.) в Константинополе). Мавританская архитектура 13-14 вв., отличавшаяся изощренностью и богатством декора (Д в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др.), оказала частичное влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании). С развитием средневековых городов-республик в Европе появились Д органов муниципального самоуправления и должностных лиц (например, в Италии: Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310, Д дожей в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Весккьо, во Флоренции, 13-15 вв.). Наряду со светской знатью Д строили также представители духовенства (папские Д в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие и архиерейские палаты на Руси). Монументальные Д 15-16 вв. с просторными внутренними дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи, уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города, оказали (в эпоху абсолютных монархий) значительное влияние на формирование нового типа Д - королевского, императорского, царского, в котором парадная репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида, 16 в.; Лувр в Париже, 16-18 вв.). Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в ходе которого перед ним раскрывались все новые архитектурно-пространственные эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, которые как бы связывали здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на главной планировочной оси площади, парка, сада, здания, Д доминируют над окружающим пространством (Версаль ; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705-24; Шенбрунн в Вене, 1695-1749; Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя, с 1752). Тот же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре Востока (Императорский дворец в Пекине - огромный комплекс жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции). В русских дворцовых комплексах 12-17 вв. ярко выражена такая национальная черта архитектуры, как живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функцией, назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объемы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Д в Боголюбове, 12 в.; Теремной Д Московского Кремля, 17 в.; деревянный Д в Коломенском, 17 в.). Д Цворец дожей в Венеции. Зал Большого Совета. 18 - начало 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время четкостью объемно-пространственной структуры близки зап.-европейским, но отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские Д и Д в дворянских усадьбах). С середины 19 в. Д - крупные, часто роскошно отделанные общественные здания различного назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Д спорта в Риме, 1960; и др.). Термин "Д" не связывается теперь с определенным типом сооружения. Многофункциональные Д спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В советской архитектуре появились новые типы Д - Д съездов в Московском Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Д искусств (в Ташкенте, 1968), Д бракосочетаний (в Тбилиси, 1964). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчиненные центральному помещению: во Д пионеров это Ленинский зал, во Д искусств - выставочный зал, во Д бракосочетаний - зал торжественных актов.

 

  Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1--2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы XVII и XVIII веков, (М.), 1938; Swoboda К. М., Römische und romanische Paläste, ., 1924; Chierici G., Il palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3. Mil., (1952-57).

  В. Ф. Маркузон.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 05:32:10