|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Движение (философ.) | Движение (далее Д) способ существования материи, важнейший ее атрибут; в самом общем виде Д (философ.) - "...это изменение вообще" (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 563), всякое взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д (философ.) возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей - воду, апейрон, воздух, огонь, как находящиеся в постоянном Д (философ.) и изменении. Аристотель считал, что "незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы" ("Физика", Ш 1, 200 в.; рус. пер., М., 1936). Понимание Д (философ.) как способа существования материи отчетливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само Д (философ.) понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Д (философ.), были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о Д (философ.) как о только механическом перемещении и формулирует общие законы Д (философ.) - закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
Новый и высший этап в понимании Д (философ.) в качестве способа бытия материи наступает в связи с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма, дальнейшее развитие это учение о Д (философ.) получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектичесий материализм по-новому обосновал связь материи с Д (философ.) и утвердил принцип несотворимости и неразрушимости движущейся материи: "Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Д поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 20, с. 59). Принципы связи материи и Д (философ.) и неуничтожимости и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих открытий естествознания 19 - 20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи и Д (философ.) Он подчеркивал, что материя не есть нечто косное, к чему "прикладывается" Д (философ.), не есть бессодержательное "подлежащее" к сказуемому "двигаться", а есть основа, всеобщий носитель всех состояний Д (философ.) и развития. "Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 286). Наряду с материальностью, основными характеристиками Д (философ.) диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Д (философ.) материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д (философ.) Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Д (философ.) заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов - изменчивости и устойчивости, Д (философ.) и покоя. В самом деле, понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в определенном состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также определенное состояние, которое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо все новое в мире появляется лишь через нее, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе, Д (философ.) материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Классификация основных форм Д (философ.) связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер. Д (философ.) может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое Д (философ.) называется развитием. Д (философ.) может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным, Д (философ.) происходит в пространстве и времени, которые, как установила теория относительности, суть лишь относительные "стороны" единой формы существования материи - пространства-времени (см. Относительности теория),
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29 (см. Предметный указатель); Гегель Г. В. Ф., философия природы, Соч., т. 2, М. - .Л., 1934; Свидерский В. И., Противоречивость движения и ее проявления, Л., 1959; его же, Некоторые вопросы диалектики изменения и развития, М.,1965; Мелюхин С. Т.. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; 1720 Овчинников Н.Ф., Принципы сохранения, М. ,1966; Структура и формы материи. (Сб. ст.), М., 1967.
В. И. Свидерский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 10:15:27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|