Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гуттузо Ренато

Гуттузо (далее Г) (Guttuso) Ренато (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия), итальянский живописец и график, общественный деятель, активный борец за мир. Глава социально-реалистического направления в современном итал. искусстве. С 1940 член компартии, с 1956 член ЦК. Член Президентского совета общества "Италия - СССР" (с 1963). Член Комитета по Международным Ленинским премиям "За укрепление мира между народами". Академик АХ в Риме (1960). Почетный член АХ СССР (1962). Учился в АХ в Риме. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям культуры, объединившимся вокруг журнала "Корренте" ("Corrente", Милан). Во время 2-й мировой войны в 1943-45 участвовал в Движении Сопротивления. В послевоенный период был лидером реалистического крыла объединения итал. художников "Новый фронт искусства" (1946-48). В конце 30 - начале 40-х гг. Г. выступил с рядом антифашистских произведений, отразивших в экспрессивной, порой символической форме героическую борьбу и страдания народа ("Расстрел", 1938, Галерея современного искусства, Рим; "Распятие", 1940-41, собственность автора; серия рисунков "Gott mit uns!" ("С нами бог!"), тушь, темпера, 1944-45, удостоена медали Мира Всемирного Совета Мира, 1950). С конца 40-х гг. Г. вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 19-20 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы. В произведениях конца 40 - 60-х гг. Г. воссоздает широкую и многогранную картину жизни капиталистической Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту противоречий. В картинах "Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии" (1948-50, Германская АХ, Берлин), "Буги-вуги в Риме" (1952, собрание Фаринелли, Рим), "Пляж" (1955-56, Национальная галерея, Парма), "Человек, который ест спагетти" (1956, собрание Фаринелли, Рим), "Дискуссия" (1959, Галерея Тейт, Лондон), "Толпа" (1960, Эрмитаж, Ленинград) и др. отражены разобщенность людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс, их мужественная борьба за социальное обновление. Художник-демократ, Г. утверждает новые эстетические и социальные ценности, создавая исполненные суровой правды, героически-монументальные художественные образы народной жизни. В целях усиления эмоционального воздействия своих работ, отмеченных беспощадной точностью реалистических наблюдений, Г. часто использует резкое, контрастное звучание цвета, драматическую выразительность острого, динамичного рисунка, обобщенную лепку объемов. Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, четкие по композиции, исполненные строгого величия ("Пейзаж в Калабрии", 1953: "3аход солнца в неаполитанской бухте", 1955), а также натюрморты, которым свойственны подчеркнутая простота предметов, неожиданная острота композиции, ощущение связи вещей с напряженной трудовой жизнью человека ("Корзина, клещи и молоток", 1951, собственность автора).

  Лит.; Ренато Г. Каталог, М., 1961; Барская А. Г., Русаков Ю. А., Ренато Г, Л. - М., (1965): Moravia А., Renato Guttuso, Palermo, 1962.

  В. В. Горяинов.

 



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 08:40:58