Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гуманизм

Гуманизм (далее Г) (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

  Идеи Г имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г впервые формируется в эпоху Возрождения. Г выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму - наслаждение жизнью, уничижению человека - идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14-15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.), затем Г распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г - М. Монтень, Ф. Рабле ( У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Вивес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер ( Эразм Роттердамский и др. Г эпохи Возрождения был одним из главных выражений того переворота в культуре и мировоззрении, который отражал начавшееся становление капиталистических отношений. Дальнейшее развитие идей Г связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 - начало 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи "естественных прав" человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной "природе человека", пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию "разумного эгоизма", правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 в. - П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. - отчетливо связали Г с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г, - человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределенное будущее.

  Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г отчетливо обнару жилась с утверждением капитализма - строя, где в прямую противоположность идеалам Г человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистического разделения труда, которое уродует личность, делает ее односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г Мабли считали, что, лишь заменив ее общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Эти идеи были развиты великими социалистами-утопистами А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, которые видели противоречия уже сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами Г, разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти реальных путей создания социалистического общества, и в их представлениях о будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в 19 в. представляли революционные демократы - А. И. Герцен, В. Г Белинский, Н. Г Чернышевский, А. Н. Добролюбов, Т.Г Шевченко и др. Идеи Г вдохновляли классиков великой русской литературы 19 в.

  Новый этап в развитии Г начался с возникновением марксизма, который отверг отвлеченную, внеисторическую трактовку "природы человека" лишь как биологической "родовой сущности" и утвердил ее научное конкретно-историческое понимание, показав, что "...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам Г и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию Г - пролетарский, или социалистический, Г, вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов Г, связав его с научной теорией общественного развития, с революционным движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, национальный гнет и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человека, создает материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим Г (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Противники коммунизма отрицают гуманистический характер марксизма на том основании, что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы. Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной жизни, ориентирует на ее преобразование в интересах человека, а марксистская теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия. Она оправдывает вынужденное применение революционного насилия для подавления сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское мировоззрение - революционно-критическое и гуманистическое одновременно. Идеи марксистского Г получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революционные процессы этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.

  Социалистический Г противостоит абстрактному Г, который проповедует "человечность вообще", вне связи с борьбой за действительное освобождение человека от всех видов эксплуатации. Но в рамках идей абстрактного Г можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного Г используются для маскировки антигуманистического характера современного капитализма, для критики социализма, для борьбы с коммунистическим мировоззрением, для фальсификации социалистического Г С другой стороны, в буржуазном обществе имеются слои и группы, которые стоят на позициях абстрактного Г, но критически относятся к капитализму, выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика фашизма, открыто поправшего принципы Г, продолжающийся разгул расизма, милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма остро ставят перед человечеством проблемы Г Люди, выступающие с позиций абстрактного Г против империализма и порождаемого им социального зла, являются в определенной мере союзниками революционного социалистического Г в борьбе за действительное счастье человека.

  Принципы марксистского, социалистического Г извращают правые и "левые" ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют социалистический Г с абстрактным Г Но если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г как буржуазную концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистического Г С победой социализма сначала в СССР, а затем и в других странах социалистического содружества идеи марксистского Г получили реальное практическое подкрепление в гуманистических завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: "Все во имя человека, для блага человека".

  Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. , 2 изд. , т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т, 4: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19: Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; Грамши А., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, пер. с итал., М., 1959; Волгин В. П., Г и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Петросян М. И., Г, М., 1964; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969: Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968: Курелла А., Свое и чужое, М., 1970; Симонян Е. А., Коммунизм - это реальный гуманизм, М., 1970.

  В. Ж. Келле.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 18:45:20