|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Грунт (в живописи) | Грунт (далее Г) в живописи, промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить ее прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, зернистую и др.). Главным компонентом Г (в живописи) является порошкообразное вещество (мел, гипс, известь, или белила), связанное клеем, растительными маслами или масляными эмульсиями.
Г (в живописи) подразделяются: в зависимости от основного компонента — на меловые, гипсовые, известковые и т. п.; в зависимости от связующего — на клеевые, масляные и эмульсионные. В монументальной живописи с древности используются глиняные, гипсовые и известковые грунты (однослойные и многослойные), а с 19 в. — и цементные; в древней и средневековой станковой живописи и миниатюре — меловые и гипсовые грунты на животных клеях. С появлением масляной живописи (15 в.) наряду с клеевыми начинают применяться эмульсионные и масляные грунты (однослойные и многослойные). Г (в живописи) в русской средневековой стенописи, в иконописи, а также в расписной или золоченой резьбе по дереву называется левкасом.
Г (в живописи) в графике — кислотоупорный слой, наносимый при выполнении некоторых видов гравюры (например, офорта, акватинты) на металлическую гравировальную доску с целью предохранить при травлении отдельные ее участки от воздействия кислоты.
Лит.: Тютюнник В. В., Гованный холст для масляной живописи, М., 1949; Киплик Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. — Л., 1950; Сланский Б., Техника живописи. Живописные материалы, (пер. с чеш.), М., 1962.
В. В. Филатов, А. С. Зайцев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 20:42:29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|