Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Грузовой автомобиль

Грузовой автомобиль (далее Г) характеризуется грузоподъемностью, типом кузова, колесной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъемностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.

  По грузоподъемности Г делят на следующие классы: особо малой грузоподъемности - до 1 т; малой грузоподъемности - 1-2 т; средней грузоподъемности - 2-5 т (рис. 1); большой грузоподъемности - свыше 5 m, особо большой грузоподъемности (внедорожный автомобиль, рис. 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г не должна превышать 11 м и 12 м - автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота - 3,8 м. Повышение грузоподъемности Г достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г и автопоездов рекомендован ряд грузоподьемностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.

  По типу кузова Г разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами специального назначения (самосвалы, фургоны, рефрижераторы и т. п.). Г и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г оборудуют различными механизмами для подъема и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.

  Конструкция Г характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространенные компоновочные схемы Г - "кабина за двигателем" и "кабина над двигателем". Последняя получает все большее распространение, особенно на Г большой грузоподъемности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объемной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъемность даже при перевозке легковесных грузов.

  Г особо малой грузоподъемности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей или на базе их агрегатов и узлов. Г малой и средней грузоподъемности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г большой и особо большой грузоподъемности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлическими усилителями.

  Основные параметры некоторых современных Г даны в таблице.

Параметры грузовых автомобилей


Параметры

Грузоподъемность автомобиля, т



до 1,0

1,5

3

5

8

12

Минимальная площадь платформы, мм

-

3000х1900

3800х2200

4500х2200

5200х2200

7000х2200

Погрузочная высота не более, мм

900

1150

1200

1200

1400

1400

Минимальный дорожный
просвет, мм

175

200

240

260

270

270

Интенсивность разгона до скорости 50 км/ч, сек

15

15

15

25

25

35

Максимальная скорость, км/ч

110

100

90

90

85

75

Коэффициент собственного веса

1,25

1,15

0,8

0,7

0,65

0,65

Размеры шины, дюймы (профиль шины-диаметр обода)

6,00-13

8,40-15

7,00-18

7,50-20

8,25-20

11,00-20

  В СССР Г выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским ("Урал"), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).

  К основным моделям Г, выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъемность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), "Урал-377" (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъемности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).

  Развитие конструкции Г идет по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г малой и средней грузоподъемности основное внимание уделяется улучшению маневренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г большой грузоподъемности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъемности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъемности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Все большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г большой грузоподъемности имеются попытки применить газовую турбину. Использование энергии ( затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.

  Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колесах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязненность воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надежности конструкций.

  Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Автомобилестроение СССР, М., 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н.. Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3 éd., ., 1953.

  Л. Л. Афанасьев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 03.12.2024 21:00:52