| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Грузовой автомобиль |  | Грузовой автомобиль (далее Г) характеризуется грузоподъемностью, типом кузова, колесной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъемностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа. 
 По грузоподъемности Г делят на следующие классы: особо малой грузоподъемности - до 1 т; малой грузоподъемности - 1-2 т; средней грузоподъемности - 2-5 т (рис. 1); большой грузоподъемности - свыше 5 m, особо большой грузоподъемности (внедорожный автомобиль, рис. 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г не должна превышать 11 м и 12 м - автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота - 3,8 м. Повышение грузоподъемности Г достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г и автопоездов рекомендован ряд грузоподьемностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.
 
 По типу кузова Г разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами специального назначения (самосвалы, фургоны, рефрижераторы и т. п.). Г и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г оборудуют различными механизмами для подъема и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.
 
 Конструкция Г характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространенные компоновочные схемы Г - "кабина за двигателем" и "кабина над двигателем". Последняя получает все большее распространение, особенно на Г большой грузоподъемности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объемной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъемность даже при перевозке легковесных грузов.
 
 Г особо малой грузоподъемности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей или на базе их агрегатов и узлов. Г малой и средней грузоподъемности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г большой и особо большой грузоподъемности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлическими усилителями.
 
 Основные параметры некоторых современных Г даны в таблице.
 
 Параметры грузовых автомобилей
 
 
   | Параметры
 
 | Грузоподъемность автомобиля, т
 
 |   | 
 
 | до 1,0
 
 | 1,5
 
 | 3
 
 | 5
 
 | 8
 
 | 12
 
 |   | Минимальная площадь платформы, мм
 
 | -
 
 | 3000х1900
 
 | 3800х2200
 
 | 4500х2200
 
 | 5200х2200
 
 | 7000х2200
 
 |   | Погрузочная высота не более, мм
 
 | 900
 
 | 1150
 
 | 1200
 
 | 1200
 
 | 1400
 
 | 1400
 
 |   | Минимальный дорожный
 просвет, мм
 
 | 175
 
 | 200
 
 | 240
 
 | 260
 
 | 270
 
 | 270
 
 |   | Интенсивность разгона до скорости 50 км/ч, сек
 
 | 15
 
 | 15
 
 | 15
 
 | 25
 
 | 25
 
 | 35
 
 |   | Максимальная скорость, км/ч
 
 | 110
 
 | 100
 
 | 90
 
 | 90
 
 | 85
 
 | 75
 
 |   | Коэффициент собственного веса
 
 | 1,25
 
 | 1,15
 
 | 0,8
 
 | 0,7
 
 | 0,65
 
 | 0,65
 
 |   | Размеры шины, дюймы (профиль шины-диаметр обода)
 
 | 6,00-13
 
 | 8,40-15
 
 | 7,00-18
 
 | 7,50-20
 
 | 8,25-20
 
 | 11,00-20
 
 |  В СССР Г выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским ("Урал"), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).
 
 К основным моделям Г, выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъемность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), "Урал-377" (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъемности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).
 
 Развитие конструкции Г идет по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г малой и средней грузоподъемности основное внимание уделяется улучшению маневренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г большой грузоподъемности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъемности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъемности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Все большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г большой грузоподъемности имеются попытки применить газовую турбину. Использование  энергии ( затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.
 
 Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колесах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязненность воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надежности конструкций.
 
 Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Автомобилестроение СССР, М., 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н.. Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3 éd., ., 1953.
 
 Л. Л. Афанасьев.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 10:55:38 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |