|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Гротеск | Гротеск (далее Г) (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот), 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане — в апартаментах Борджа, 1493—94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г резко смещает "формы самой жизни", создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Г свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нем полярностей. Сама форма Г таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает "противоречивое единство" разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.
Г — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приемы Г присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры "химер" на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока — в драме). Став характерной формой народной культуры (особенно — карнавалов) европ. средневековья, Г выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого "гротескного реализма" — литература, живопись и театр Ренессанса (например, "Похвала глупости" Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и в театре У. Шекспира, итальянская комедия дель арте, живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно — "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г — отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчлененное изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: веселый, ликующий и — одновременно — насмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный Г выразил смеющуюся вольность народа, ощущение веселой относительности и вечной "неготовности" бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.
Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический Г, обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический Г выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) ее противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г подчеркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы — "Человек, который смеется"). Немецкие романтики отчетливо различают в гротескном мире "добро" и "зло", разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г: смех принял форму иронии и сарказма ("Крошка Цахес" и "Повелитель блох" Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г совершили художественное открытие — душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю "бесконечность" личности.
Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя — художников с весомым романтическим наследием. Смысл Г, однако, обрел у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нем нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический Г — "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г
В 20 в. Г становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и др.). В модернистском Г (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит "оно" — непостижимая и бесчеловечная сила, "безусловная необходимость", превращающая человека в марионетку; Г пронизан "страхом жизни" и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму ("Превращение" и "Процесс" Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический Г (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую "стихию" и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы "гротескного реализма" и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского ("Клоп", "Баня"), пьесы-сказки Е. Л. Шварца ("Дракон", "Голый король"), опера-сказка "Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.
Как элемент стиля заостренный комический прием Г характерен для ряда комический жанров — карикатуры, памфлета, фарса, буффонады, клоунады, эксцентрики и др.
Лит.: Луначарский А., О смехе, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. Б., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана "Шинель" Гоголя, в его кн.: О прозе, Л., 1969; Kayser .. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Hamb., 1960: Piel ., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, ., 1962.
Н. П. Разин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 03.12.2024 19:52:49
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|