Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Греция (Древняя)

Греция (далее Г) Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших свое влияние в период греческой колонизации (8—6 вв. до н. э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, южной на северном побережье Африки (в Киренаику), проливы и побережья Черного и Азовского морей, куда были выведены греческие колонии.

  Исторический очерк

  Эпоха камня в Г (Древняя) Становление и формирование родового строя (около 100 тыс. — около 2900 до н. э.). О заселении территории Г (Древняя) человеком свидетельствуют археологические раскопки, обнаружившие палеолитические стоянки на территории от Македонии до Элиды, относящиеся к периоду среднего палеолита (около 100-го — 40-го тыс.). К этому времени относится череп неандертальского человека, найденный на полуострове Халкидика. В период неолита (около середины 7-го тыс. — около 2800) население Г (Древняя) освоило земледелие, занималось скотоводством, ведя оседлый образ жизни. В этот период родовой строй, складывавшийся еще в эпоху среднего палеолита, достиг полного развития. Неолит представлен в северной Г (Древняя) культурами Сескло, Димини и Ларисы (для нее характерны укрепленные поселения на холмах, появление мегарона (прямоугольное помещение с узкой фасадной стороной и деревянными колоннами, в центре — очаг), черная и серая керамика наряду с полихромной керамикой с рисунками в два цвета (обычно черный и красный)). В 5—4-м тыс. вырабатывались локальные варианты неолитической культуры материковой Г (Древняя), островов Эгейского моря и особенно Крита. На материке и островах отмечены передвижения племен. В этот период население Г (Древняя) имело постоянные связи с северной частью Балканского полуострова, побережьем Малой Азии и Сирией.

  Бронзовый век (около 28 — около 12 вв. до н. э.). Возникновение раннеклассовых обществ. Культуру Г (Древняя) эпохи бронзы (условно именуемую крито-микенской культурой, или Эгейской культурой) хронологически принято делить на ранний, средний и поздний периоды. Различия культурной традиции отдельных частей Г (Древняя) позволили выделить географические варианты: культура Крита получила название минойской культуры, материковой Г (Древняя)элладской культуры, островов Эгейского моря — кикладской культуры.

  Период ранней бронзы (около 28 — около 21 вв. до н. э.). Этот период отмечен особым подъемом островной Г (Древняя) К середине 3-го тыс. на многих островах (на Сиросе, Паросе, Мелосе, Китносе, Аморгосе и др.) была развита широкая добыча и меди и изготовление металлической посуды, оружия, орудий, украшений и ритуальных вещей. Одновременно наблюдался значительный прогресс в гончарном и строительном ремеслах. Мореходство во 2-й половине 3-го тыс. связало все побережье Эгейского моря. Появились первые города: Полиохни на о. Лемнос, Агиос-Козмас в Аттике. Укрепленное поселение с дворцом (т. н. "Дом черепиц") на вершине холма в Лерне (Арголида) отражает рост власти племенных царьков на побережье южной Г (Древняя) На остальной территории материковой Г (Древняя) родовой строй сохранял полную силу. Между 2200—2000 племенные войны и передвижения уничтожили ряд процветавших центров на островах и материке. Этнический состав населения в 3-м тыс. сложен: среди племен сначала преобладали пеласги, позднее их оттеснили и частью ассимилировали протогреческие племена. Среди протогреческих племен усиливались ахейцы и ионийцы.

  Период средней бронзы (около 20—17 вв. до н. э.). Этот период отмечен значительным прогрессом Крита в хозяйственной и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельческие государства (Кнос, Фест, Агия-Триада, Маллия). Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в 23—17 вв.). Около 18 в. была выработана новая система — т. н. слоговое письмо А. Создав большой флот, критяне подчинили себе ряд островов Эгейского моря. Широкие торговые и дипломатические связи с Египтом и государствами Передней Азии обеспечили Криту первенство в Эгейском бассейне.

  Внутреннюю историю материковой Г (Древняя) в 20—17 вв. характеризует сравнительно медленное развитие, способствовавшее устойчивости общинных отношений. Лишь с 17 в. началось формирование раннерабовладельческих государств Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Открытые в Микенах погребения царских семей в больших колодцеобразных (т. н. шахтовых) могилах содержали огромное количество драгоценных вещей (оружие, украшения, маски и т. д.), свидетельствуя об усилении значения власти ахейских династов уже в середине 17 — конце 16 вв.

  Период поздней бронзы (около 16 — около 12 вв. до н. э.). Продолжался подъем критских государств. В т. н. новодворцовый период (около 1700—1450) перестроены и расширены дворцы Кноса и Феста, заново воздвигнут дворец в Като-Закро. Росли города, расширялись внешние связи. Морское владычество (талассократия) критян этого времени сохранялось в памяти греков много веков спустя. Около 1470 тектоническая катастрофа на о. Фера повлекла за собой губительное землетрясение на Крите. Разрушение городов и деревень, гибель населения и флота — все эти обстоятельства определили запустение острова. В Кносе дворец был восстановлен; приблизительно до 1380 здесь сохранялось небольшое государство.

  Материковая Г (Древняя) достигла наивысшего подъема в 16—13 вв. Прогресс в земледелии и ремеслах повлек рост населения. Междоусобия соседей, оборонительные и военные союзы династов характерны для истории того времени. Это получило отражение в богатой легендарной традиции и в эпическом наследии ахейцев. Микенская культура ахейцев оказала влияние на соседние страны, в том числе и на Египет. Флоты царей Иолкоса, Микен, Пилоса, Фив и др. государств позволили ахейцам вести обширную заморскую торговлю ремесленными изделиями, которые иногда производились специально на вывоз. Для 15—14 вв. характерно широкое распространение ахейских изделий на В.(в Троаду и др. районы Малой Азии, на Кипр, в Финикию, Сирию, Египет) и на З. (в Сицилию и Южную Италию). Усложнение государственной жизни ахейцев привело к развитию письменности: приспособив к своему диалекту критское письмо, ахейцы создали более совершенное, т. н. слоговое письмо Б. Документы хозяйственной отчетности (глиняные таблички) этого письма найдены во многих дворцах материковой и островной Г (Древняя) Прочтенные М. Вентрисом и Дж. Чедвиком, эти таблички дают возможность характеризовать ахейские государства как раннерабовладельческие. Крупнейшими землевладельцами были ахейские цари — ванакты и военачальники — лавагеты, применялись аренда и субаренда земли. Рабы — дóлой находились в разной степени зависимости от своих владельцев. Поселения были обложены натуральными податями. В 13 в. ахейские династы неоднократно предпринимали заморские походы. Приблизительно к 1200 относят ученые и поход ахейцев на Трою. Причины возникновения Троянской войны неясны; ахейцы разрушили богатый город. Поход греков воспет в поэмах "Илиада" и "Одиссея". С конца 13 в. начинается быстрый упадок элладской культуры (опустение Пилосского дворца) (около 1200), Микен и Тиринфа (около 1120) и ряда поселений Арголиды. Вероятно, это было связано с большим напряжением, вызванным Троянской войной и междоусобной борьбой, а также сокращением морской торговли со странами Востока в связи с передвижениями племен — т. н. "народов моря".

  Период дорийского переселения — начало века. Дальнейшее формирование классовых обществ (около 11—9 вв. до н. э.). Около 1200 племенные вторжения охватили материковую Г (Древняя) и острова, включая Крит. Из северных районов вторглись новые греческие племена дорийцев, занявших часть земель в Средней и Южной Г (Древняя) Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побежденных ахейских государств Пелопоннеса. Вторжение дорийских племен, живших еще в условиях родового строя, повлекло за собой быстрый распад ахейских государств и оживление родовых отношений в греческом обществе. Основой дальнейшего развития производительных сил стало постепенное распространение орудий труда и вооружения. Дорийцы унаследовали от ахейцев и критян плуг, колесные повозки, парусные суда, прессы, гончарный круг, др. орудия труда, зачатки архитектуры (особенно храмовой и крепостной). После дорийского завоевания в Г (Древняя) сложились мелкие самостоятельные общины; у власти стояли басилеи, всюду усилилась родовая знать. Во многих районах собственность рода на землю стала основой землевладения. Покоренное местное население становилось собственностью родов завоевателей, распадавшихся на большесемейные общины. Процесс порабощения местного населения протекал неодинаково. В Спарте членам общины завоевателей — спартиатам — противостояли периэки бывшее коренное население территории Спарты, покоренное и оттесненное к границам Лаконики; периэки сохраняли ограниченное самоуправление, занимались ремеслом и торговлей. Др. категорией зависимого населения в Спарте были илоты покоренное спартиатами земледельческое население Мессении и др. областей; они считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Подобные илотам категории зависимого населения существовали в Фессалии (пенесты), на Крите (клароты) и в др. областях Г (Древняя) В Афинах закабаление земледельцев происходило путем долговой зависимости и концентрации земли в руках родовой знати — евпатридов.

  К 9 в. греческие племена заселяли: эолийцы — Северную Г (Древняя), дорийцы — Среднюю Г (Древняя) и восточной часть Пелопоннеса, ионийцы — Аттику, ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в Аркадию и Ахайю. Важнейшее событие этого периода — начало колонизации греками островов и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (Иония) — ионийцами, южные — дорийцами.

  Возникновение и развитие полисного строя (8—6 вв. до н. э.). Дальнейшее распространение орудий труда привело к выделению ремесленников. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, производству на рынок, к развитию городов. Для городов Г (Древняя) стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьем и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономической необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван прежде всего классовой борьбой внутри греческих городов- государств и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В середине 8 в. была выведена первая колония городов о. Эвбеи — Кумы (в Италии). Расцвет колонизации падает на 7—6 вв. Греческие колонии распространились по северному побережью Эгейского моря, восточному побережью Сицилии, побережью Тарентского залива в Италии и продвинулись на побережье Черного моря. Только Милетом было основано 75 колоний на Черном море. В результате греческая торговля уже в 6 в. приобрела международный характер; ремесленные изделия греков находили широкий сбыт и на западном, и на восточных рынках. В Г (Древняя) поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырье, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры (Дельфы, Олимпия). Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и денежным хозяйством. Однако основное средство производства — земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев. Борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства составляет главную особенность периода 8—6 вв. В результате упорной борьбы демос добился в некоторых городах Г (Древняя) отмены долговой кабалы (например, в Афинах в результате реформ Солона 594/593 до н. э.). Однако подавить сопротивление родовой знати проведению реформ было возможно лишь с помощью насилия. Такой силой стала тирания единоличная власть, установленная путем вооруженной борьбы и опиравшаяся на движение крестьянской бедноты и поддержку торговцев и ремесленников. Раннегреческая тирания (7—6 вв.) характерна и для ряда городов материковой Г (Древняя) (в городах Сикионе, Коринфе (тирания Кипсела, Периандра), Мегаре, позже — в Афинах (тирания Писистрата, реформы Клисфена)), и для городов Ионии (Милета, Эфеса, Самоса (тирания Поликрата)). В результате реформ тиранов были ликвидированы экономические и политические привилегии родовой аристократии. В период 8—6 вв. до н. э. сформировалась особая форма социально-экономические и политические организации древнегреческие общества — полис (город-государство) как коллектив свободных граждан, противостоявших рабам и др. категориям зависимого населения (кларотам, пенестам, илотам и др.), а также чужеземцам — метекам. Принадлежность к полису обеспечивала коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов. В зависимости от степени победы земледельцев и ремесленников над родовой знатью конституция полиса была либо олигархической (например, в Спарте, на Крите), либо демократической (например, в Афинах). К концу 6 в. до н. э. рабство широко распространилось в некоторых высоко экономически развитых полисах (Коринф, Афины), где рабы и рабовладельцы стали антагонистическими классами. В то же время в ряде др. полисов (Спарта, полисы Крита, Аргос и др.) наряду с рабством в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя. В Средней и Южной Г (Древняя) существовали еще племенные земледельческие общины, в которых сохранялось натуральное земледельческое хозяйство и племенной строй (Фокида, Этолия, Акарнания и др.).

  Между полисами развернулась борьба, вызывавшаяся различными экономическими и политическими причинами. В конце 6 в. возникло первое крупное объединение городов — Пелопоннесский союз под главенством Спарты, созданный для объединения военных сил Пелопоннеса (кроме Аргоса) и для организации помощи Спарте во время восстаний илотов.

  Классический период рабовладельческого полиса. Кризис полиса (5 — первые три четверти 4 вв. до н. э.). 5—4 вв. до н. э. в истории Г (Древняя)— период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в сельском хозяйстве. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Период расцвета Г (Древняя) связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах (500—449) и создания в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами (или Первого Афинского морского союза) из государств, расположенных на островах Эгейского моря и его северном, восточном и западном побережьях. Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла (443—429). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание подати — фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на территории союзников вызывали стремление последних к освобождению, особенно со стороны олигархических кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитического характера: борьба Афин и Коринфа за торговые пути на З., борьба Афин и Спарты за гегемонию в Г (Древняя) Все эти противоречия привели к Пелопоннесской войне (431—404), которая охватила большинство греческих полисов. Война вскрыла всю непрочность Афинского союза и завершилась полным поражением Афин. Они лишились почти всех внешних владений, флот был передан Спарте. Начался период спартанской гегемонии в Г (Древняя)

  Не только Афины, но и многие греческие города вышли из войны ослабленными. Усиление имущественных контрастов вызывало острые столкновения и вооруженную борьбу внутри полисов. В каждом городе образовались два лагеря: бедноты и богачей. Дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла, денежного хозяйства начало подрывать основы государственной общины (полиса), экономической базой которой было мелкое и среднее землевладение. Скопление денег в руках богатых метеков разрушало замкнутые рамки полисной экономики. Разорение крестьян и ремесленников создало в полисах бедноту, не находившую применения в сфере экономики. Была подорвана и военная мощь полиса: народное ополчение в ряде полисов заменяли отряды наемников, т. к. война становилась единственно возможной профессией для бедноты. Постоянные междоусобные войны полисов еще более усиливали их тяжелое положение. В 395 началась развязанная Спартой Коринфская война (395—387); в войне Спарте противостояла коалиция государств (Афины, Коринф, Фивы и др.). Ослабление полисов и упадок финансового хозяйства ставили в тот период все полисы в зависимость от богатой Персии, которая фактически продиктовала воюющим сторонам условия мира (царский, или Анталкидов мир): Персия восстанавливала свою власть над малоазийскими городами, в Г (Древняя) запрещались союзы городов, наблюдение и контроль за греческими городами передавались Спарте, политика которой выражалась в нарушениях автономии государств, в расправе с демократами, установлении олигархических порядков. Спарта становилась главным врагом греческой свободы и независимости. В Фивы был введен спартанский гарнизон, но фиванские демократы в 379 под руководством Пелопида и Эпаминонда изгнали спартанцев и восстановили существовавший еще в 6 в. Беотийский союз. В 378/377 возник Второй Афинский морской союз для борьбы со Спартой, куда вошли и Фивы. В 371 в битве при Левктрах фиванцы нанесли спартанским войскам поражение, которое развеяло миф о непобедимости Спарты. После гибели фиванского полководца Эпаминонда в битве при Мантинее (362) закончился краткий период возвышения Фив, чему способствовало и враждебное отношение к Фивам Афин, напуганных их усилением. Однако попытка Афин установить во Втором Афинском морском союзе порядки, существовавшие в Первом союзе, встретила отпор союзников и привела к Союзнической войне 357—355 до н. э., закончившейся распадом союза.

  В этот период на севере Г (Древняя) возникла новая сила — Македония (см. Македония Древняя). К 346 македонским царем Филиппом были завоеваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и фракийское побережье. В Афинах и др. полисах Г (Древняя) происходила борьба промакедонской (Исократ, Эсхин, Филократ и др.) и антимакедонской (Демосфен, Гиперид и др.) партий. Усилиями Демосфена против Македонии была создана коалиция греческих городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338), где, по словам Ликурга, одного из руководителей антимакедонской партии, "вместе с телами павших была зарыта и свобода греков". Конгресс в Коринфе в 338—337, созванный Филиппом , окончательно оформил подчинение Г (Древняя) Македонии, на нем было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархический режим, поддерживаемый македонскими гарнизонами.

  Г (Древняя) в период эллинизма и римского господства (конец 4 в. до н.э. — 4 в. н. э.). Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на В. под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти (323). Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (самыми крупными из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и сама Македония). Для Г (Древняя) эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, некоторый период — Спарта), продолжавших оспаривать господство в Г (Древняя) В большинстве государств у власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война 323/322) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267—261; названа по имени афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став всецело зависимыми от Македонской монархии. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против нее боролись, то объединяясь друг с другом, то порознь, два новых могущественных союза — Ахейский (возродившийся около 280) и Этолийский (созданный около 320). Ахейский союз охватывал большую часть Пелопоннеса (кроме Спарты, которая вошла в союз после 192) и крупнейшие города (Сикион, Коринф, Мегара). В Этолийский союз, кроме Этолии, входили районы Средней Г (Древняя) (кроме Афин), южная Фессалия и некоторые др. города. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Г (Древняя) приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греческие города и пираты, которых использовали этоляне, продавая им в рабство жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было продано до 50 тыс. чел.). Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев греческого населения, рост бедноты, волнения которой становились обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Милете).

  После поражения, нанесенного римлянами Македонии в битве при Киноскефалах (197), римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. Летом 196 римский полководец Фламинин провозгласил на Истмийских играх "свободу" греков, вера в которую на короткий срок сделала Рим популярным в Г (Древняя) С этого времени Г (Древняя) постоянно находилась под римским влиянием. Македония утратила политическое значение, а в 148, после подавления восстания Андриска, была превращена вместе с Иллирией и Эпиром в римскую провинцию; Этолийский союз римляне распустили. В 146 был разгромлен и попытавшийся сопротивляться римлянам Ахейский союз; т. о., фактически Г (Древняя) оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 до н.э.) Г (Древняя) была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, номинально считавшихся свободным городом) и мало чем выделялась среди др. восточной провинций Римской империи. С 4 в. н.э. Г (Древняя) составила ядро Восточной Римской империи — Византии.

 

  Источн.: Надписи и собрания документов — Müller С., Fragmenta historicorum Graecorum, v. 1—5, ., 1841—70; Dittenberger ., Orientes Graeci inscriptiones selectae..., v. 1—2, Lpz., 1903—05; его же, Sylloge _inscriptionum Graecarum, 3 Aufl., v. 1—4, Lipsiae, 1915—24: Jacoby ., Die Fragmente der griechischen Historiker, Bd 1—3, В. — Leiden, 1923—61; Tod M. ., A selection of Greek historical inscriptions, v. 1—2, Oxf.,1946—48; Venturis M. and Chadwick J., Documents in Mycenaean Greek, Camb., 1956.

  Авторы — Гомер, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Аристотель, Полибий, Плутарх (см. статьи о них).

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, под ред. и с предисл. С. И. Ковалева, Л., 1932; Маркс К., Формы, предшествующие капиталистич. производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч.1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Тюменев А. И., Очерки экономической и социальной истории Древней Греции, т. 1—3, П., 1920—22; Древняя Г, под ред. В. В. Струве и Д. П. Каллистова, М., 1956: Сергеев В. С., История древней Греции, 3 изд., М., 1963; Валлон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., М., 1941; The Cambridge ancient history, v. 3—10, 1929—34, new ed., v. 1—2, 1961; Meyer Ed., Geschichte des Altertums, Bd 2—5, Stuttg., 1893—1902 (Neuausgabe von Н. E. Stier, Bd 2—5, Basel, 1953—58): Beloch К. J., Griechische Geschichte, 2 Aufl., Bd 1—4, Stras. — . — Lpz., 1912— 1927; Michell Н., The economics of ancient Greece, . ., 1940; Westermann . L., The slave systems of Greek and Roman antiquity, Phil., 1955; Bengtson :, Griechische Geschichte von den Anfängen bis in die römische Kaiserzeit, 2 Aufl., Münch., 1960; Hammond . G. L., A history of Greece to 322 . ., 2 ed., Oxf., 1967: Лурье С. Я., Язык и культура Микенской Греции, М. — Л., 1957; Ленцман Я. А., Рабство в микенской н гомеровской Греции, М., 1963: Блаватская Т. В., Ахейская Г во втором тысячелетии до н. э., М., 1966; Matz ., Kreta, Mykene, Troja, 3 Aufl., Stuttg., 1957, Starr Ch. G., The origins of Greek civilization 1100—650 В. С., L., 1962; Колобова К. М., Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX— вв. до н. э.), Л., 1951; ее же, Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; Зельин К. К., Борьба политических группировок в Аттике в в. до н. э., М., 1964; Berard J., L"expansion et la colonisation grecques jusqu"aux guerres mediques, ., 1960; Graham A. J., Colony and mother city in Ancient Greece, Manch., (1964); Бузескул В. П., Афинская демократия, (Хар.), 1920; Grundy J. В., The great Persian war and its preliminaries, L., 1901: Henderson . ., The great war between Athens and Sparta, L., 1927; Jones A. . M., Athenian democracy, Oxf., 1957: Zimmern A., The Greek commonwealth, 5 ed., (L., 1961); Рановнч А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М. — Л., 1950; Дроизен И. Г (Древняя), История эллинизма, пер. с франц., т. 1—3, М., 1890—93; Kaerst J., Geschichte des Hellenismus, 2—3 Aufl., (Bd) 1—2, Lpz.—., 1926—27; Rostovtzeff M., The social and economic history of the hellenistic world, v. 1—3, Oxf., 1941; Toynbee A. J., Hellenism, . . — L., 1959.

  К. М. Колобова.

 

  Воспитание и просвещение

  В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счету, и позже (или одновременно) — кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

  В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка: новорожденных осматривали члены герусии и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома. Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н. э. на Крите, в Фуриях и в Трезене. В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определенную специализацию, поэтому дети от 6—7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько — для обучения разным предметам. Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

  Дальнейшее образование дети 13—15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В восточной Г (Древняя) и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорожденных, велось педагогами (оплачивались за счет общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Г (Древняя) Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатками высшего образования в Г (Древняя) можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени ученого или месту обучения (Академия — школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

  Образование в Г (Древняя), как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Г (Древняя) получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Г (Древняя) возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали не только в Спарте, но и в демократических общинах важное место. После завоевания Г (Древняя) сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание все более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

  Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Жураковский Г (Древняя) Е., Очерки по истории античной педагогики, 2 изд., М., 1963; Girard Р, L"education athenienne au et au siecle avant J. ., 2 ed., ., 1891; Khauth ., Die spartanische Knabenerziehung im Lichte der ölkerkunde, "Zeitschrift für die Geschichte der Erziehung und des Unterrichts", 1933, . З; Moore E. .. The story of instruction. The beginnings, . ., 1936; Marrou . J., Histoire de l"education dans l"antiquite. ., 1948.

  Л. А. Ельницкий.

 

  Древнегреческая культура

  Достигнутое в греческих полисах значительное развитие горного дела и металлургии, строительной техники, керамического и текстильного производства и др. способствовало широким торговым связям между различными частями греческого культурного мира, разбросанного по Средиземноморью, обеспечило успех греческой колонизации, прочно связавшей Элладу со странами Ближнего Востока, Северной Африки и средиземноморского северо-запада. Деловой активности и обмену опытом между греческими полисами содействовало распространение письменности на основе алфавитного письма, сделавшего грамотность достоянием сравнительно широких общественных слоев. Все это способствовало бурному развитию науки, литературы и изобразительных искусств, мало связанных религиозными ограничениями, и наложило, при чрезвычайном разнообразии всякого рода местных особенностей культурного развития, совершенно своеобразную и неповторимую печать на всю древнегреческую культуру, сделав ее основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего культурного развития человечества.

  Мифология и религия. Мифология Древней Г (Древняя) прошла длительный путь развития. На ранних стадиях развития (в период матриархата) греческая мифология характеризовалась стихийными, уродливыми формами, т. е. имела черты ярко выраженного хтонизма (от греч. chthn — земля, которая, по мифологическим воззрениям, порождала все эти чудовища). В эпоху первобытнообщинного строя в мифологических религиозных представлениях древних греков большое значение имели тотемистические, фетишистские и анимистические представления о неотделимости духовной сущности предметов от них самих (например, бог Зевс представлялся орлом, лебедем, молнией, громом и т. д.; Афина совой или змеей). В последующем эти представления сохранились в виде отдельных рудиментов (напластований различных эпох), когда животные или неодушевленные предметы выступали уже как атрибуты или временные вместилища бога (например, принятие Зевсом вида орла или быка, эпитет Афины — "совоокая"). В период матриархата еще не было определенной иерархии богов. Задолго до появления т. н. олимпийской мифологии существовало множество местных богов, которые почитались в отдельных общинах и не имели всеобщего значения. По мере оформления олимпийской мифологии в период патриархата имена этих богов или места их почитания становились лишь новыми эпитетами того или иного бога (например, Зевс Трофоний, Артемида Эфесская, Аполлон Дельфийский и т. д.). Наивысший расцвет греческой мифологии относится ко 2-му тыс. до н. э., когда окончательно оформился олимпийский пантеон богов, живущих на "снежной" и "многоущельной" горе Олимп и подчиненных власти одного бога — "отца людей и богов" Зевса. Каждое олимпийское божество обладало своей строго определенной функцией: Афина — богиня войны, высших родов искусства, ремесла, охранительница городов и стран, Гермес — бог торговли, Артемида — богиня охоты, Афродита — богиня любви и красоты и т. д. Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом (боги и демоны в религиозных и мифологических представлениях древних греков обладают физическим телом, имеют самые обыкновенные человеческие качества и даже пороки и недостатки). Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы о героях (Геракле, Тесее и др.), которые борются с этими чудовищами и уничтожают их.

  Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определенную, исторически преходящую ступень в развитии греческой мифологии. С разложением общиннородовых отношений, с зарождением научного знания наивный мифологический антропоморфизм исчезает. Уже у древнегреческих поэтов Гесиода и Пиндара Зевс лишается антропоморфных качеств и превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости; в "Прикованном Прометее" Эсхила Зевс изображается в виде мирового деспота, человеконенавистника, представителя слепых и неразумных сил. Теряют антропоморфные качества и становятся более абстрактными также и др. образы старой мифологии. В пределах рабовладельческой формации греческая мифология прошла период классики, являясь носителем и выразителем полисной идеологии, и период эллинистическо-римский, когда она превратилась в литературный и художественный прием, в аллегорию или метафору. Параллельно с развитием греческой мифологии развивается и формируется греческая религия, т. е. вера в сверхъестественную силу богов, закрепленная системой культов и обрядов. Культовая практика древних греков сводилась в основном к жертвоприношениям и молитвам, которые проходили, как правило, в храмах, посвященных тем или иным божествам. Наряду с официальной государственной религией в Г (Древняя) были распространены и богослужения, открытые только для посвященных, — мистерии (элевсинские в честь Деметры, орфические в честь Диониса, культ кабиров — подземных богов, и т. д.). Греческая мифология и религия восприняли некоторые предания народов Древнего Востока (главным образом хеттов и финикийцев), с Востока в греческий пантеон проникли отдельные божества и герои.

  Человечные, проникнутые чувством гармонии и меры образы греческой мифологии стали почвой для развития античного искусства. Она оказала воздействие на формирование древнеримской религии и мифологии. Как и вся греческая культура, она была широко использована идеологами Возрождения, играла значительную роль и в следующие эпохи, получая различную интерпретацию в науке и искусстве.

  Философия. Греческая философия возникла в процессе усвоения заимствованных у народов более древних цивилизаций Востока физических, математических, астрономических и др. знаний и в процессе переработки древней мифологии в искусстве, в поэзии; философия разрушала мифологические представления о мире и человеке. Ее занимал прежде всего вопрос о происхождении Вселенной или вообще о природе вещей; космологией обосновывались психология и этика. Космологизм составлял специфическую особенность древнегреческой философии, отличавшую ее от средневековой и новоевропейской философии.

  Философские школы греков были свободными объединениями, в которых вокруг главы школы собирались единомышленники, ученики. Первой из таких школ была милетская школа (6 в. до н. э.), основанная Фалесом, высказавшим мысль о единстве материи как общей основы сущего. Для милетской школы характерно представление о том, что все вещи должны были произойти из единого вещественного начала. Первоначальная стихия воплощает в себе основную черту мира вещей — его непрерывное становление. Такой стихией Фалес считал воду. Его последователь Анаксимандр принимал в качестве основы всего сущего хаотическое "беспредельное" (апейрон), движущееся извечно и заключающее в себе противоположные начала, из которых слагаются миры. Анаксимен характеризовал эту беспредельную и неопределенную стихию как воздух: все вещи образуются из него путем сгущения и разрежения и он оживляет все своим дыханием как душа. К этому направлению примыкал ряд философов 5 в. (Гиппон, Идей, Диоген Аполлонийский). Другой ранней школой древнегреческой философии являлся пифагореизм (основан Пифагором, 6 в.). Пифагорейцы считали началом всего сущего число. Вначале вещи отождествлялись с числами, позже числа осмыслялись как принципы и причины вещей. В числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности. Наряду с беспредельным пифагорейцы принимали предел, а Вселенная рассматривалась как гармоническое объединение противоположных начал через число. Последователи Пифагора — Филолай, Архит, Лисий, Еврит и др. (5—4 вв.)— развили своеобразную систему музыкально-математически-астрономической космологии, которая, развиваясь в течение двух веков существования пифагорейской школы, была затем во многом унаследована платоновской Академией. Мысль о едином неизменном начале всего была оформлена мыслителями элейской школы (6—5 вв.) в учение о вечности истинно-сущего бытия. Основателем элейской школы был поэт Ксенофан из Колофона. Законченную форму учение элеатов получило у Парменида, учившего об истинно-сущем как о едином, вечно-неизменном, неподвижном бытии, которое не может ни происходить из ничего, ни обращаться в ничто. Есть одно положительное бытие, небытия же нет; а потому поистине нет множества вещей, нет происхождения и уничтожения и нет движения, ибо они предполагают небытие в пространстве (пустоту) и во времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себе неистинен. Мелисс и Зенон (5 в.) развили это учение в полемической форме. Известные апории Зенона раскрывают противоречия, присущие самим понятиям множества, величины, места, движения. Учение Гераклита Эфесского является ярким образцом ранней диалектики древнегреческой философии. В духе представлений ионийской натурфилософии о всеобщей изменчивости всех вещей Гераклит развил учение о вечно живом огне как начале всего, о борьбе противоположностей, в которой обретается согласие, возникает единый согласованный космос. Единство, которое есть борьба противоположностей,— это логос, слово, вечный закон космоса. В 5 в. до н. э. возникли космогонические и натурфилософские учения, стремившиеся рассмотреть действительную множественность вещей и начало движения. Таково учение Эмпедокла, который в качестве начальных принимает четыре неизменные стихии: огонь, воздух, воду и землю. Соединение и разложение этих стихий действием Любви и Вражды приводят к возникновению и гибели вещей; Любовь и Вражда выступают как невещественные причины движения. В учении Анаксагора в качестве причины и начала движения также выдвигается невещественный всеобъемлющий Ум (нус). Наряду с ним принимается множество материальных элементов, носителей различных качеств, — "гомеомерии", которые содержат в себе, каждая по-своему упорядоченная, все существующие качества вещей. Представители школы материалистического Левкипп и Демокрит из Абдеры (5—4 вв.) положили в основание всего сущего движущиеся в пустоте. будучи неизменными, вечными, непроницаемыми и неделимыми, различаются по объему и фигуре и этим обусловливают различия явлений. Демокрит проводил мысль о причинном порядке всех явлений, о возможности достигнуть достоверного знания, отличного от субъективных мнений. Он синтезировал в своем учении большой запас современных ему естественно-исторических знаний, разработал этическое учение, оказавшее впоследствии влияние на Эпикура.

  В 5 в. философская мысль Г (Древняя) концентрировалась в Афинах, ставших после греко-персидских войн экономическим, политическим и культурным центром Г (Древняя) Развитие в это время демократических учреждений обусловило необходимость подготовки образованных людей, владеющих техникой политического и судебного красноречия, сведущих в вопросах политической жизни. Появились учителя таких знаний, которых называли софистами. Софисты популяризировали философию, продвинули вперед риторику (Горгий), грамматику и стилистику (Продик и др.), размышляли о нравственных законах и политических учреждениях (Гиппий, Фрасимах и др.). Философское направление, именуемое софистическим, характеризовалось эклектизмом и скептицизмом. Это было связано с тем, что предшествующие течения греческой философии, вводя начало сущего, в котором реализуется единство космоса, приводили к мысли о том, что чувственный мир не обладает подлинной действительностью. Отвлеченные начала ранних греческих философов не дают возможности познания реальности. Познание изменчивого мира явлений дает только мнение. Софисты, рассматривавшие именно чувственный мир в его явлениях, должны были прийти к выводу об относительности понятий человека о природе. Мерой всех вещей становится человек, его восприятие и оценка, как учил Протагор (5 в.). Это привело либо к скептическому отношению к человеческому знанию вообще, либо к попыткам эклектического комбинирования древних космологических систем.

  Новый период древнегреческой философии начался с Сократа (5 в.). Он отказался от исследования космологии, но, с др. стороны, отверг релятивизм софистов и перенес исследование в нравственную область, стремясь найти всеобщее и безусловное знание не в чем-то внешнем, а в себе самом. Самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Обличая мнимое знание, Сократ отыскивал универсальное начало разумного познания. Он утверждал нравственное достоинство человека как свободно-разумного существа, долженствующего осуществлять высшую правду. Сократ не основал школы, но его последователи, после смерти Сократа, по-разному истолковывая его учение, основали ряд философских школ (сократические школы, 4 в.). Мегарская школа, основанная Евклидом (Евбулид, Алексин, Диодор Крон, 4 в.), развила формальную диалектику Сократа. Тот же характер носила элидо-эритрейская школа (основатель Федон). Антисфен основал школу киников, Аристипп — киренскую школу. Для обеих последних характерно отрицание возможности и полезности разумного познания, ограничение философии практической мудростью. Высшую цель, с которой следует сообразоваться, они понимали различно. Киники видели ее в добродетели, состоящей в самоосвобождении от страстей и потребностей (апатия), киренаики же — в наслаждении (Аристипп) или в отсутствии страданий (Гегесий). Наиболее плодотворное развитие сократовская идея совершенного разума как источника истинного знания получила в учении Платона, где она преобразуется в умозрительный идеализм.

  Учение Платона представляет собой синтез досократовского направления древнегреческой философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид), стремившегося осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия, и учения Сократа о совершенном разуме. Основанием истинного знания у Платона оказывается целокупность идей, которая в своем единстве (как идея блага) выступает как некое высшее бытие, истинное бытие. Эта целокупность идей, сущая истина, воплощается в виде множественного чувственного мира, связываясь с др. началом — относительным небытием. Небытие есть условие реализации мира идей в мире явлений, но последний, рожденный и потому несущий в себе небытие, уже не является подлинным. Истинность, как и само существование, он получает лишь благодаря причастности идеям. Человеческое познание объясняется причастностью этой сущей истине души человека, которая, будучи бессмертной, хотя и подверженной круговороту, изначально родственна высшему бытию. Само познание истины Платон понимает как воспоминание того, что душа созерцала до рождения. Этическое учение Платона содержит в себе, с одной стороны, созерцательный аскетизм, с другой — стремление к усовершенствованию человеческого общества (реформа нравов, воспитания; утопия государства, в котором господствуют философы). В последний период жизни Платона его философия все более сближается с пифагорейской мистической математикой. Этот характер унаследовала после его смерти Академия платоновская в лице его ближайших преемников — Спевсиппа, Ксенократа и др.

  Аристотель, ученик Платона, основал в 335 до н. э. самостоятельную школу (Ликей). Присоединяясь к Платону в принятии идеальных общих начал, мыслимых в нашем разуме, Аристотель, однако, не противопоставляет их действительности. Как действительные причины и начала вещей идеи суть живые "энергии", которыми должно определяться всякое движение, развитие, сама реальность. Нет в действительности отвлеченной материи (абсолютно бесформенной потенции), нет и чистых идей — они осуществляются в реальных вещах. Природа — это естественная градация единичных вещей, или "субстанций", за пределами которой пребывает как ее верхняя граница божественный разум, неподвижный перводвигатель мира, а как нижняя — неопределенное вещество, способное принять любую форму. Это учение о бытии Аристотель положил в основу синтеза, охватывающего огромный круг знаний о природе и обществе. Логические работы Аристотеля в течение двух тысячелетий служили базисом логических исследований. Естественноисторические произведения Аристотеля представляют собой широкую систематизацию изучения природы. Начатую Аристотелем работу в области истории и естествознания продолжали его ученики: Теофраст (классическая ботаника, история физики, этические трактаты и др.), Евдем (этика, история наук), Аристоксен (теория музыки), Дикеарх (история культуры Греции).

  Общественно-политический кризис греческих полисов, образование обширных военно-монархических государств вызвали в конце 4—3 вв. глубокие изменения в умственной жизни древнегреческого общества. Если прежде активное участие в политической жизни сознавалось как долг гражданина, то в этот период такое сознание вытеснялось мыслью о том, что отдельная личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, включающего и политическую деятельность человека. Задача философии — определение таких принципов личного поведения, которые могли бы доставить мыслителю наивысшее доступное ему благо. На первое место выдвигались вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и учение о знании. В учении о знании кризис древнегреческой философии этого периода привел к распространению философского скептицизма. Из возникших в 4—3 вв. философских школ преобладающее влияние получили стоицизм (основатель Зенон из Китиона), школа Эпикура и скептицизм. В центре учения стоиков (в систематической форме изложено Хрисиппом, 3 в.) — этический принцип повиновения мировому закону. Единую мировую силу, которая есть бог, но по своему внутреннему закону превращается в мир, стоики вслед за Гераклитом ищут в огне. Огонь есть и первовещество, и мировая душа, вседвижущий и всеобразующий разум. Человек включен в разумное единство природы, и его добродетель состоит в подчинении своей воли правильно познанному закону природы. Поведение человека, следующего разумной необходимости, должно определяться благом мирового целого, но подняться до его познания можно лишь при условии воздержания и самообладания. Учение Эпикура также характеризуется преимущественно вниманием к проблемам этики. Развивая материалистический Демокрита, Эпикур выдвинул гипотезу о самопроизвольном отклонении от прямой траектории и использовал ее не только в космологии и физике, но и в этике, рассматривая это отклонение как минимум свободы в рамках причинной связи явлений природы. На этой основе Эпикур построил учение о человеке, о душе, а также этику, идеалом которой является невозмутимость мудреца, следующего только необходимым и естественным потребностям. Наиболее значительным из последователей Эпикура был римский философ Лукреций Кар.

  Для древнегреческого скептицизма (Аркесилай, Карнеад, 3—2 вв.), позднее Энесидем и Секст Эмпирик (около 200 н. э.) характерны идеи: 1) достоверности ощущений, 2) одинаковой доказуемости противоположных суждений, из чего вытекает 3) воздержание от всяких суждений. В период римского господства в Г (Древняя) возрождались древние философские учения, приобретая религиозную и мистическую окраску. Мистицизм характерен для гностицизма, неопифагорейцев. Философия неопифагорейства принимает дуализм бога и материи. Попытками преодоления такого дуализма путем введения посредствующих начал были учение Филона Александрийского (1 в. до н. э.—1 в. н. э.), а также философия последней школы древнегреческой философии — неоплатонизма (3—6 вв. — Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Система Плотина — диалектика нисхождения от первоединого неизреченного божества через опосредствующие звенья: Ум, Мировую душу, души отдельных людей — до небытия, или материи, и обратного движения человеческой души, соединяющейся с богом в экстазе, достигаемом путем упражнения и аскезы.

  В 6 в. древнегреческая философия прекратила свое самостоятельное развитие, но ее идеи продолжали влиять на философскую мысль всех последующих периодов. По словам Энгельса, "...в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений" ("Диалектика природы", 1969, с. 29). Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии, оказав определяющее влияние на становление и формирование средневековой философии (традиции платонизма и аристотелизма); в дальнейшем ее идеи усваивались и воспроизводились в многообразных направлениях новоевропейской философии — как материалистических, так и идеалистических.

  Естественнонаучные взгляды. Характерными чертами древнегреческого естествознания являются слабый эмпирический фундамент и обилие общих гипотез и теорий, в которых древнегреческая естественнонаучная мысль предвосхитила многие позднейшие научные открытия, Вплоть до периода эллинизма (конец 4 в. до н. э.) естественнонаучные, политические и философские воззрения в Г (Древняя) составляли одну нерасчлененную науку; почти все философы были естествоиспытателями. Родиной первых древнегреческих ученых была Малоазийская Иония, более тесно, чем др. части Древней Г (Древняя), связанная с культурой древне-восточного мира, оказавшей значительное влияние на развитие древнегреческой науки. Первые геометрические сведения, употребление циркуля, предсказание солнечного затмения, рекомендации мореходам ориентироваться по Малой Медведице (а не по Большой, как это было принято раньше) связаны с именем основателя милетской школы (6 в. до н.э.) Фалеса; наблюдения над животным миром — с именем Анаксимандра, который составил также древнейшую карту ойкумены, схему небесного свода для ориентировки по звездам. Анаксимену принадлежит мысль о существовании, кроме "огненных" небесных све


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 14:30:48