|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Графика (вид изобразит. искусства) | Графика (далее Г) (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин "Г (вид изобразит. искусства)" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически четкого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда Г (вид изобразит. искусства) определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство черного и белого. Такое понимание Г (вид изобразит. искусства) в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, Г (вид изобразит. искусства) использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или черной) поверхностью бумаги — основного материала Г (вид изобразит. искусства) Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г (вид изобразит. искусства) не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак Г (вид изобразит. искусства) — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, Г (вид изобразит. искусства) с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Г (вид изобразит. искусства) могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Емкость образа в Г (вид изобразит. искусства) часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать Г (вид изобразит. искусства) с поэзией. Поэтому в Г (вид изобразит. искусства) наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Способность Г (вид изобразит. искусства) к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во рисунки Ж. Гроса в Кукрыниксов в СССР). Активную роль в Г (вид изобразит. искусства) играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приемов. Особое место занимают в Г (вид изобразит. искусства) неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Г (вид изобразит. искусства) обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями Г (вид изобразит. искусства) — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений Г (вид изобразит. искусства), требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Г (вид изобразит. искусства) являются ее способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, литографий А. Ф. Пахомова, рисунков Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической Г (вид изобразит. искусства), бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524—26 в гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. Г (вид изобразит. искусства) развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в Г (вид изобразит. искусства) определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.
По технике Г (вид изобразит. искусства) разделяют на рисунок и печатную Г (вид изобразит. искусства) Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка много общего с живописью, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как графических, так и живописных по характеру и стилю произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной Г (вид изобразит. искусства) — гравюры и литографии — могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6—7 вв. в Китае, с 14—15 вв. в Европе, литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханической репродукции печатная Г (вид изобразит. искусства) служила для воспроизведения картин и рисунков.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Г (вид изобразит. искусства) и плакат. Станковая Г (вид изобразит. искусства) распространена в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства — к тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Ж. Калло во Рембрандта в Голландии, К. Кольвиц в литографии Э. Делакруа, Т. Стейнлена во рисунки И. Е. Репина, В. А. Серова в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Д. Энгра во О. А. Кипренского, гравюры Н. И. Уткина в России, литографии Г (вид изобразит. искусства) С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры японца Хокусая, сов. художника А. П. Остроумовой-Лебедевой, рисунки П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной Г (вид изобразит. искусства) (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств, обусловленных работой в материале (дерево, металл, линолеум в гравюре, камень в литографии), широко используются для украшения современного интерьера. Специфическими массовыми видами являются в станковой печатной графике лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Одна из основных областей применения Г (вид изобразит. искусства) — книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к Г (вид изобразит. искусства), поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Англии, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР) включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область Г (вид изобразит. искусства) — плакат, который в современных формах сложился в 19 в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше). Кроме рисунка, плакат использует и приемы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Г (вид изобразит. искусства) Г (вид изобразит. искусства) Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, Г (вид изобразит. искусства) (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление предметов утилитарного характера (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки и др.). Связь Г (вид изобразит. искусства) с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения все новых видов графического искусства.
Лит.: Клингер М.., Живопись и рисунок, (пер. с нем.), СПБ. 1908: Русская графика, М., 1949—52 (серия монографий); Левитин Е. С., Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. (Альбом), М., 1959; Фаворский В. А., О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, 1956—1957, М., 1961: Радлов Н. Э., Современная русская графика и рисунок, (статья 1913), в кн.: Избр. сочинения, М., 1964; Сидоров А. А., Г первого десятилетия. 1917—1927, М., 1967; его же, Русская графика начала XX века, М., 1969; 50 лет советского искусства. Г. (Альбом), М., 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Crane ., Line and form. L., 1900; Bock Е., Geschichte der graphischen Kunst von ihren Anfangen bis гиг Gegenwart, ., 1930: Чегодаев А. Д., Русская графика. 1928–1940, М., 1971.
Ю. А. Молок.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 16:15:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|