Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гофман Эрнст Теодор Амадей

Гофман (далее Г) (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кенигсберг, — 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижер, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кенигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. "Кавалер Глюк" (1809), "Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера" (1810), "Дон Жуан" (1813) позднее вошли в сборнике "Фантазии в духе Калло” (т. 1—4, 1814—15). В повести "Золотой горшок" (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе "Элексир дьявола" (1815—16) действительность предстает как стихия темных, сверхъестественных сил. В "Удивительных страданиях одного директора театра" (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" (1819) носит ярко сатирический характер. В "Ночных рассказах" (ч. 1—2, 1817), в сборнике "Серапионовы братья" (т. 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в "Последних рассказах" (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и темных сил. Неоконченный роман "Житейские воззрение кота Мурра" (1820-22) – сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман "Повелитель блох" (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.

  Ярким выражением эстетических взглядов Г. являются его новеллы "Кавалер Глюк", "Дон Жуан", диалог "Поэт и композитор" (1813), цикл "Крейслериана" (1814). В новеллах, а также в "Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера", введенных в роман "Житейские воззрения кота Мурра", Г. создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обреченного на страдание.

  Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит "...пошлой рассудочной ясности и определенности...", в то же время порицал Г. за отрыв от "...живой и полной действительности" (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).

  Музыке Г. учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740— 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804—07). В 1807—13 работал как дирижер, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в "Альгемайне музикалише цайтунг" ("Allgemeine musikalische Zeitung", Лейпциг).

  Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал ее существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как особый мир ("неведомое царство"), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.

  Произведения Г. оказали влияние на К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Г. получили воплощение в творчестве Р. Шумана ("Крейслериана”), Р. Вагнера ("Летучий Голландец"), П. И. Чайковского ("Щелкунчик"), А. Ш. Адана ("Жизель"), Л. Делиба ("Коппелия"), Ф. Бузони ("Выбор невесты"), П. Хиндемита ("Кардильяк") и др. Сюжетами для опер послужили произведения Г. — "Мастер Мартин и его подмастерья", "Крошка Цахес по прозванию Циннобер", "Принцесса Брамбилла" и др. Г. — герой опер Ж. Оффенбаха ("Сказки Га", 1881) и Г. Лаччетти ("Г", 1912).

  Г. — автор первой нем. романтической оперы "Ундина" (соч. 1813), оперы "Аврора" (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.

  Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1—6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99; Собр. соч., т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1—3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967.

  Лит.: Герцен А. И., Г, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Га, "Уч. зап. Московского гос. педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы", 1937, в. 3; Браудо Е. М., Э. Т. А. Г, П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Г 1776— 1822, “Музыкальное образование”, 1926, № 3—4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805—1965, Stuttg., 1967; E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, ./M., (1968); Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender ünstler, ., 1954; Moos ., E. T. A. Hoffmann als Musikästhetiker, "Die Musik", 1907, 6 Jg, April, . 67-84; Ehinger ., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, öln, 1954.

  С. П. Гиждеу, С. А. Маркус.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 14.11.2024 09:27:06