|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Государственные крестьяне | Государственные крестьяне (далее Г)особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощенного сельского населения (черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее - удельные крестьяне), Государственные крестьяне жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.
По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), - 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Государственные крестьяне увеличивалось за счет крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединенных территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Государственные крестьяне в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Государственные крестьяне вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединенных от Польши, казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и Государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Государственные крестьяне колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Государственные крестьяне становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.
Развитие торговли и промышленности в 18-1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Государственные крестьяне: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселенными" землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Государственные крестьяне в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казенной земли и сотни тысяч Государственные крестьяне; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Государственные крестьяне, передав казенные земли с их населением в частные руки.
В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Государственные крестьяне Все чаще повторялись массовые волнения Государственные крестьяне, направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Государственные крестьяне вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению "свободных сельских обывателей". В течение 1837-1841 под руководством генерала П. Д. Киселева было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено "попечительство" над Государственные крестьяне через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.
Программа хозяйственного подъема государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Государственные крестьяне в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Государственные крестьяне Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло еще более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Государственные крестьяне жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. "Картофельные бунты", "Холерные бунты" и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Государственные крестьяне с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы "попечительства". В 1857 Александр , назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева, одобрил проект контрреформы - приближения Государственные крестьяне к положению удельных крестьян.
19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Государственные крестьяне и формы их "самоуправления", установленные законами 1838-41. Государственные крестьяне в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны "крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Государственные крестьяне получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причем размеры наделов Государственные крестьяне оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Государственные крестьяне Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.
Лит.: Дружинин Н. М., Ги реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М. - Л., 1946-58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, ГГрузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.
Н. М. Дружинин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 08:07:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|