| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Горьковская железная дорога |  | Горьковская  дорога  (далее Г)образована в мае 1961. Управление - в г. Горьком. Пролегает в основном по территории Владимирской, Горьковской, Кировской областей, Татарской АССР, Удмуртской АССР, Марийской АССР, Чувашской АССР, частично Пермской, Свердловской и Рязанской областей, Мордовской АССР и Башкирской АССР. Граничит с Московской  дорогой (станции Петушки и Черусти), с Северной  дорогой (станции Новки, Свеча и Сусоловка), с Куйбышевской  дорогой (станции Красный Узел и Цильна) и со Свердловской  дорогой (станции Чепца и Дружинино). Эксплуатационная длина Г.  дороги в современных границах (1970) 5497 км, или 4,1% протяженности всей сети  дорог СССР. Г.  дорога связывает Европейскую часть страны с Уралом, Сибирью, восточные районы и районы Европейского Севера и Северо-Запада с районами Поволжья, Кавказа и др. Отдельные участки Г.  дороги - старейшие на сети. Например, линия Москва (Петушки) - Горький построена в 1861-62, участок Муром -Ковров в 1880, линия Киров - Чепца (и далее до Перми), а также линия Киров - Котлас (Сусоловка) в 1899, линия Красный Узел - Канаш - Зеленый Дол - Казань в 1893-94. В 1906 вступила в эксплуатацию магистраль Вологда (Свеча) - Котельнич - Киров, создавшая прямую  связь центральных и северо-западных районов с Уралом. С первых лет Советской власти в районах Поволжья, в том числе и в районе тяготения Г.  дороги, осуществлялось новое  строительство. В 1918 были сданы в эксплуатацию линия Арзамас - Канаш, создавшая кратчайшую  связь Москвы с Казанью, и линия Агрыз - Ижевск - Воткинск. После окончания строительства магистрали Казань - Агрыз - Дружинино - Свердловск (1924) был получен второй выход из Европейской части на Урал и далее в районы Сибири и Дальнего Востока. В 1927 после сдачи в эксплуатацию участка Горький - Котельнич был создан еще один выход из центральных районов на Урал (Москва - Горький - Киров - Пермь - Свердловск), осуществлена  связь столицы Марийской АССР Йошкар-Олы с Зеленым Долом. Для освоения богатых лесных массивов и месторождений  были закончены в 1940 линия Яр -  и линия, соединившая столицу Чувашской АССР Чебоксары со станцией Канаш. Вводом в эксплуатацию участка Ижевск - Игра (1945) и Пибаньшур - Игра (1947) были соединены две линии: Казань - Свердловск и Киров - Пермь - Свердловск. Г.  дорога обслуживает крупные промышленные районы по производству автомобилей, машин, станков, судов, выработке электроэнергии, продуктов химии, точного машиностроения, нефтепереработки, районы лесозаготовок и деревообработки, месторождения строительных материалов, торфа, а также сельскохозяйственные районы по производству зерна, льна и районы развитого животноводства. В 1969 грузооборот Г.  дороги составил 117 млрд. т×км, или 4,9% от сетевого. Свыше 96% грузооборота дороги обслуживается электрической и тепловозной тягой. В общем объеме грузооборота транзит составляет 35%, ввоз 25%, вывоз 21% и местное сообщение 18%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют каменный  лесоматериалы, черные металлы, руда, нефтегрузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввоз:  металлы, строительные материалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукция легкой и пищевой промышленности. Вывоз: лесоматериалы, автомобили, нефтегрузы, продукция машиностроения. В местном сообщении перевозятся преимущественно строительные грузы, торф, лесоматериалы, грузы сельского хозяйства. Средняя грузонапряженность Г.  дороги примерно 20 млн. т×км/км, что в 1,3 раза больше среднесетевой. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов Г.  дороги: Зелецино, Верхнекамская, Чернушка, Казань, Горький, Навашино, Игумново, Киров, Ижевск, Владимир, Балахна. Г.  дорога координирует работу с речным транспортом. Крупные пункты перевалки: Горький, Казань, Котельнич, Камбарка, Сарапул, Сайгатка, а их основные грузы:  хлеб, руда, строительные и лесоматериалы. 
 Общий пассажирооборот Г.  дороги составляет около 10% сетевого. В 1969 по дороге перевезено 115 млн. пассажиров, из них 100 млн. в пригородном сообщении. Через Г.  дорогу транзитом следуют поезда из Москвы и Ленинграда на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.
 
 Г. С. Райхер.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 14:29:28 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |