Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Городской транспорт

Городской транспорт (далее Г) комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удаленных от жилых массивов и промышленных районов, Г обслуживает всю агломерацию. Г является важной отраслью городского хозяйства.

  Развитие современных городов (особенно с населением 100 тыс. жителей и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные районы, удалением жилых районов от мест приложения труда. Следствие этого — увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растет и объем грузовых перевозок внутри городов. Развитие Г и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.

  Г включает: транспортные средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок); пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, бензозаправочные станции — бензоколонки); ремонтные мастерские и заводы; депо и гаражи; станции технического обслуживания, пункты проката автомобилей; линейные устройства (связь, сигнализация, блокировка); диспетчерское управление. По назначению Г подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный транспорт.

  Г пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определенным маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколесный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной "трамвай", моторные и гребные лодки, паромные переправы); воздушный транспорт (вертолеты).

  Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четверти и особенно в начале 2-й половины 20 в. в развитых капиталистических странах привел к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них большей части пассажирских перевозок. Так, в городах Великобритании и легковыми автомобилями выполняется ок. 70%, а в городах США —ок. 90% всех пассажирских перевозок (1967). Стихийное развитие легкового автомобильного транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой Г, в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во многих случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистического мира к "транспортному параличу" городского движения, главным образом в центральных районах городов в часы "пик". Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта (в Нью-Йорке — Манхаттан, в Лондоне — Сити) и вынудило муниципалитеты многих крупных городов обратить внимание на преимущественное использование средств массового общественного транспорта, в частности внеуличного.

  В СССР главенствующая роль в городских пассажироперевозках принадлежит массовому общественному транспорту (особенно поездки на работу и с работы, составляющие 98—99% от всех поездок). Доля легкового автомобильного транспорта в общем объеме городских пассажирских перевозок в СССР невелика (в 1967 ок. 4%).

  С сер. 1960-х гг. в ряде стран появляется новый вид пассажирского транспорта — скоростной трамвай; он распространен в ФРГ, Бельгии, Швеции, США. В СССР линии скоростного трамвая проектируются в Ленинграде, Киеве, Риге, Волгограде, Саратове, Перми и др. городах. Возможность организации маршрутного (а не только линейного, как у метрополитена) движения в сочетании с достаточно высокой скоростью (25—30 км/ч) и значительно меньшей (сравнительно с метрополитеном) стоимостью строительства делает скоростной трамвай весьма перспективным видом транспорта для многих крупных городов СССР.

  По данным Международного союза общественного транспорта, во всем мире (без СССР) имелось в 1967 36 городов с метрополитеном, 401 город с трамвайным и 271 город с троллейбусным транспортом. В 31 городе мира имелся такой вид Г, как монорельсовые дороги, однако только две из них находились в нормальной эксплуатации — в Вуппертале (ФРГ) и Токио протяженностью ок. 13 км каждая. Остальные дороги либо экспериментальные, либо носят характер аттракционов.

  В дореволюционной России трамвайное сообщение было (в нынешних границах СССР) в 42 городах с общей протяженностью одиночного эксплуатационного пути 1690 км и годовым объемом перевозок 1128 млн. пассажиров. Автобусы имелись в весьма ограниченном количестве и эксплуатировались главным образом в междугородном сообщении на курортах Крыма и Кавказа. За время 1-й мировой войны 1914—18 и Гражданской войны и военной интервенции 1918—1920 Г пришел в полный упадок. Советскому государству пришлось восстанавливать разрушенное трамвайное хозяйство, а затем развивать его, одновременно вводя новые виды транспорта. С 1924 начало развиваться автобусное сообщение; в 1933 в Москве было организовано троллейбусное сообщение, а в 1935 открыта первая линия метрополитена.

  В 1970 все города СССР обслуживались массовым пассажирским транспортом. Все его виды (метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус) имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку; трамвай, троллейбус и автобус — в 56 городах, трамвай и автобус — в 54, троллейбус и автобус — в 55 городах. Остальные города обслуживаются только автобусом. Общий объем перевозок на массовом общественном транспорте в городах СССР за 1970 составил ок. 36 млрд. пассажиров и, кроме того, на пригородных линиях автобусами и транспортом перевезено ок. 7 млрд. пассажиров. Доля отдельных видов Г в пассажирских перевозках составляла (1970): метрополитена 6,4%, трамвая 22,2%, троллейбуса 17,0% и автобуса 54,4%. Протяженность линий пассажирского Г достигла к концу 1970: метрополитена 214,5 км (двойного пути), трамвая 8261 км, троллейбуса 8142 км (одиночного пути). Протяженность маршрутов автобусов в городах составила 87800 км.

  Развитие пассажирского Г в СССР характеризуется данными табл. 1 и 2.

  Табл. 1. — Количество городов СССР, имеющих массовый пассажирский транспорт (на конец года)

Вид транспорта

1917

1940

1950

1960

1970

Метрополитен



1

1

3

5

Трамвай

42

81

91

108

110

Троллейбус



8

29

53

111

Автобус



325

459

1241

2017


  Табл. 2. — Объем пассажирских перевозок в городах СССР за год (млн. пассажиров)

Вид транспорта

1917

1940

1950

1960

1970

Метрополитен



377

629

1148

2295

Трамвай

1128

7283

5156

7827

7962

Троллейбус



293

945

3041

6122

Автобус



550

957

8932

19518

Всего

1128

8503

7687

20948

35897

В декабре 1967 Совет Министров СССР принял постановление "О мерах по улучшению обслуживания населения городским пассажирским транспортом", определяющее направление в технической политике его развития на ближайшую перспективу.

  Г грузовой включает: грузовой автомобильный транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий основной объем грузовых перевозок в городах; грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт — трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов по стабильным направлениям; конный (гужевой) транспорт, имеющий распространение в малых городах и поселках городского типа для перевозки небольших объемов грузов на короткие расстояние. Грузовые перевозки в городах производятся также промышленным транспортом, который обслуживает крупные промышленные предприятия и склады, и водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье.

  В городах СССР грузовые перевозки осуществляются, как правило, централизованно крупными транспортными предприятиями, объединяющими в своих хозяйствах основной парк грузовых автомобилей.

  Г специальный состоит из парка специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения — снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы, автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. (см. Коммунальные машины.).

  Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—75 намечено расширить перевозки населения городским пассажирским транспортом, в частности, увеличить выпуск автобусов большой вместимости.

  Лит.: Петров В.К., Сосянц В. Г., Г. Уч. пособие, М. — Л., 1949; Страментов А. Е., Фишельсон М. С., Городское движение, 2 изд., М., 1965; Г № 4 (Организация движения), в сборнике: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова, в. 45, М., 1967; Проблемы перевозок, "Труды Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике", 1968, т. 56, в. 4; Галонен Ю. М., Науменко В. С., Современное состояние и тенденции развития общественного транспорта в крупных городах. Обзоры по городскому хозяйству, М., 1970.

  И. А. Молодых.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 11:54:54