| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Городской транспорт |  | Городской транспорт (далее Г) комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удаленных от жилых массивов и промышленных районов, Г обслуживает всю агломерацию. Г является важной отраслью городского хозяйства. 
 Развитие современных городов (особенно с населением 100 тыс. жителей и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные районы, удалением жилых районов от мест приложения труда. Следствие этого — увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растет и объем грузовых перевозок внутри городов. Развитие Г и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.
 
 Г включает: транспортные средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок); пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, бензозаправочные станции — бензоколонки); ремонтные мастерские и заводы; депо и гаражи; станции технического обслуживания, пункты проката автомобилей; линейные устройства (связь, сигнализация, блокировка); диспетчерское управление. По назначению Г подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
 
 Г пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определенным маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколесный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной "трамвай", моторные и гребные лодки, паромные переправы); воздушный транспорт (вертолеты).
 
 Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четверти и особенно в начале 2-й половины 20 в. в развитых капиталистических странах привел к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них большей части пассажирских перевозок. Так, в городах Великобритании и  легковыми автомобилями выполняется ок. 70%, а в городах США —ок. 90% всех пассажирских перевозок (1967). Стихийное развитие легкового автомобильного транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой Г, в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во многих случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистического мира к "транспортному параличу" городского движения, главным образом в центральных районах городов в часы "пик". Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта (в Нью-Йорке — Манхаттан, в Лондоне — Сити) и вынудило муниципалитеты многих крупных городов обратить внимание на преимущественное использование средств массового общественного транспорта, в частности внеуличного.
 
 В СССР главенствующая роль в городских пассажироперевозках принадлежит массовому общественному транспорту (особенно поездки на работу и с работы, составляющие 98—99% от всех поездок). Доля легкового автомобильного транспорта в общем объеме городских пассажирских перевозок в СССР невелика (в 1967 ок. 4%).
 
 С сер. 1960-х гг. в ряде стран появляется новый вид пассажирского транспорта — скоростной трамвай; он распространен в ФРГ, Бельгии, Швеции, США. В СССР линии скоростного трамвая проектируются в Ленинграде, Киеве, Риге, Волгограде, Саратове, Перми и др. городах. Возможность организации маршрутного (а не только линейного, как у метрополитена) движения в сочетании с достаточно высокой скоростью (25—30 км/ч) и значительно меньшей (сравнительно с метрополитеном) стоимостью строительства делает скоростной трамвай весьма перспективным видом транспорта для многих крупных городов СССР.
 
 По данным Международного союза общественного транспорта, во всем мире (без СССР) имелось в 1967 36 городов с метрополитеном, 401 город с трамвайным и 271 город с троллейбусным транспортом. В 31 городе мира имелся такой вид Г, как монорельсовые дороги, однако только две из них находились в нормальной эксплуатации — в Вуппертале (ФРГ) и Токио протяженностью ок. 13 км каждая. Остальные дороги либо экспериментальные, либо носят характер аттракционов.
 
 В дореволюционной России трамвайное сообщение было (в нынешних границах СССР) в 42 городах с общей протяженностью одиночного эксплуатационного пути 1690 км и годовым объемом перевозок 1128 млн. пассажиров. Автобусы имелись в весьма ограниченном количестве и эксплуатировались главным образом в междугородном сообщении на курортах Крыма и Кавказа. За время 1-й мировой войны 1914—18 и Гражданской войны и военной интервенции 1918—1920 Г пришел в полный упадок. Советскому государству пришлось восстанавливать разрушенное трамвайное хозяйство, а затем развивать его, одновременно вводя новые виды транспорта. С 1924 начало развиваться автобусное сообщение; в 1933 в Москве было организовано троллейбусное сообщение, а в 1935 открыта первая линия метрополитена.
 
 В 1970 все города СССР обслуживались массовым пассажирским транспортом. Все его виды (метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус) имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку; трамвай, троллейбус и автобус — в 56 городах, трамвай и автобус — в 54, троллейбус и автобус — в 55 городах. Остальные города обслуживаются только автобусом. Общий объем перевозок на массовом общественном транспорте в городах СССР за 1970 составил ок. 36 млрд. пассажиров и, кроме того, на пригородных линиях автобусами и  транспортом перевезено ок. 7 млрд. пассажиров. Доля отдельных видов Г в пассажирских перевозках составляла (1970): метрополитена 6,4%, трамвая 22,2%, троллейбуса 17,0% и автобуса 54,4%. Протяженность линий пассажирского Г достигла к концу 1970: метрополитена 214,5 км (двойного пути), трамвая 8261 км, троллейбуса 8142 км (одиночного пути). Протяженность маршрутов автобусов в городах составила 87800 км.
 
 Развитие пассажирского Г в СССР характеризуется данными табл. 1 и 2.
 
 Табл. 1. — Количество городов СССР, имеющих массовый пассажирский транспорт (на конец года)
 
   | Вид транспорта
 
 | 1917
 
 | 1940
 
 | 1950
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 |   | Метрополитен
 
 | —
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 3
 
 | 5
 
 |   | Трамвай
 
 | 42
 
 | 81
 
 | 91
 
 | 108
 
 | 110
 
 |   | Троллейбус
 
 | —
 
 | 8
 
 | 29
 
 | 53
 
 | 111
 
 |   | Автобус
 
 | —
 
 | 325
 
 | 459
 
 | 1241
 
 | 2017
 
 |  
 Табл. 2. — Объем пассажирских перевозок в городах СССР за год (млн. пассажиров)
 
   | Вид транспорта
 
 | 1917
 
 | 1940
 
 | 1950
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 |   | Метрополитен
 
 | —
 
 | 377
 
 | 629
 
 | 1148
 
 | 2295
 
 |   | Трамвай
 
 | 1128
 
 | 7283
 
 | 5156
 
 | 7827
 
 | 7962
 
 |   | Троллейбус
 
 | —
 
 | 293
 
 | 945
 
 | 3041
 
 | 6122
 
 |   | Автобус
 
 | —
 
 | 550
 
 | 957
 
 | 8932
 
 | 19518
 
 |   | Всего
 
 | 1128
 
 | 8503
 
 | 7687
 
 | 20948
 
 | 35897
 
 |  В декабре 1967 Совет Министров СССР принял постановление "О мерах по улучшению обслуживания населения городским пассажирским транспортом", определяющее направление в технической политике его развития на ближайшую перспективу.
 
 Г грузовой включает: грузовой автомобильный транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий основной объем грузовых перевозок в городах; грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт — трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов по стабильным направлениям; конный (гужевой) транспорт, имеющий распространение в малых городах и поселках городского типа для перевозки небольших объемов грузов на короткие расстояние. Грузовые перевозки в городах производятся также  промышленным транспортом, который обслуживает крупные промышленные предприятия и склады, и водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье.
 
 В городах СССР грузовые перевозки осуществляются, как правило, централизованно крупными транспортными предприятиями, объединяющими в своих хозяйствах основной парк грузовых автомобилей.
 
 Г специальный состоит из парка специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения — снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы, автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. (см. Коммунальные машины.).
 
 Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—75 намечено расширить перевозки населения городским пассажирским транспортом, в частности, увеличить выпуск автобусов большой вместимости.
 
 Лит.: Петров В.К., Сосянц В. Г., Г. Уч. пособие, М. — Л., 1949; Страментов А. Е., Фишельсон М. С., Городское движение, 2 изд., М., 1965; Г № 4 (Организация движения), в сборнике: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова, в. 45, М., 1967; Проблемы перевозок, "Труды Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике", 1968, т. 56, в. 4; Галонен Ю. М., Науменко В. С., Современное состояние и тенденции развития общественного транспорта в крупных городах. Обзоры по городскому хозяйству, М., 1970.
 
 И. А. Молодых.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:12:32 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |